Iron Maiden на фестивале «Rock Im Park»

Перед входом на стадион местные телевизионщики награждали всех присутствующих длиннющими воздушными шарами (из них еще фигурки скручивают), на которых красовалась вездесущая реклама. Я брать тогда эту ерунду не стал, о чем позже пожалел.

А на стадионе тем временем публика уже во всю отрывалась под The Donnas. Народу, по тамошним меркам, было немного, всего каких-то несколько тысяч человек, которые в изнуряющей жаре лениво аплодировали артистам. Сидячие места по периметру стадиона и вовсе были пустыми. Кстати, все зрительное пространство поделили на три поперечные зоны, которые отделили «окопчиком» и ограждением. Это было очень предусмотрительно, если учитывать буйство некоторых особо активных фанов на рок-концертах, которые, будучи в задних рядах, запросто могут вдавить передние ряды в сцену. В «окопчике» тусуются охранники, в руках у каждого ведро воды и шланг. Все желающие могут охладиться из шланга, или приложиться к ведру с водой. По краям сцены расположены два больших монитора, благодаря которым было отлично видно все, что происходило на сцене. Сама сцена была очень простенькой, если не считать того, что с потолка свисали два огромных панно Iron Maiden, на которых перечислялся состав группы.

Пока что все попытки протиснуться в переднюю зону у меня потерпели неудачу. Я подобрался как можно ближе и стал ждать перерыва. От The Donnas я был совсем не в восторге. Четыре девчонки, пытающиеся изображать панков, выглядели нелепо. Оглянувшись, я не заметил, чтобы кто-то получал истинное удовольствие от их музыки, аплодировали скорее из вежливости. Песни шли одна за другой, похожие как близнецы. Правда, были несколько сольных гитарных партий, которые вызывали некоторое уважение. Отбыв положенное время, музыканты наконец-то покидают помост, уступая место другим, более одаренным ребятам.

Во время перерыва блюстители порядка стали выпускать томившихся жаждой людей из передней зоны. В образовавшийся проход тут же хлынула толпа народу. Решив воспользоваться этим шансом, я ринулся против течения в самую гущу человеческих тел. Не знаю как, но мне удалось выбраться целым и невредимым из этой давки. Оглядевшись, я с радостью понял, что нахожусь внутри привилегированной зоны. Людей здесь было на порядок больше, чем в остальных зонах. Было видно, что все они пришли исключительно на Мэйден. В ожидании своей любимой группы фаны скучающе прохаживались туда-сюда, некоторые по-детски лупили друг друга воздушными шарами, а кое-кто умудрился заснуть прямо на полу.

Сориентировавшись, я занял отличное место где-то в 13-м ряду, откуда было прекрасно видно сцену. Теперь-то артисты точно увидят мой плакат с надписью «The Number Of The Beast». Вокруг меня суета не прекращалась, люди сновали взад-вперед, некоторые занимали свои места, а потом снова уходили (видать за пивом). За мной расположилась группка явных поклонников группы – мужик неопределенного возраста и с ним еще человек пять (предположительно мои ровесники). Слово за слово, и вот мы уже болтаем, как старые приятели. Я узнал, что мои новые знакомые пожаловали сюда из самого юга Австрии. Оказывается, они мечтали попасть на концерт живой легенды не один год. Мужчина поведал, что когда-то он уже видел их живьем в далеком 1983-м, когда они были на пике популярности. Это было в Мюнхене на World Piece Tour. И вот теперь он снова здесь, вмести со своими более молодыми спутниками.

После окончания выступления The Donnas, на сцену вышел организатор шоу и представил публике группы, которые должны выступать далее: Lifehouse, Mana, The Cardigans, Zwan и Iron Maiden (последнее имя было подхвачено многоголосой аудиторией – сразу видно, ради кого пришел основной контингент). Оратор удалился, а толпа резко оживилась. Следующими на сцену вышли Lifehouse. Под пронзительный девичий визг перед зрителями предстал парень приятной наружности с гитарой наперевес. К нему присоединился еще один гитарист и чернокожий басист, напоминающий своим видом обезьяну. Первые аккорды с грохотом прокатились по залу. В программке они числились как «калифорнийское трио современного рока».

Не знаю, что они хотели этим сказать, но по сравнению с ними ужаснейший тайваньский рэп отдыхает. Всю мелодию певец посылал в толпу страстные взгляды и томно вздыхал. Временами совершенно не в тему голосил: «I love you!» (интересно, что он хотел сказать этой фразой?). Промаявшись около четверти часа, я не выдержал и последовал примеру других – опустился на сомнительной чистоты пол и провалился в сон. Песни сменяли одна другую. Все было таким монотонным, успокаивающим. А душа тосковала по настоящему драйву. Чувствуя, что от жары сейчас свихнусь, я лениво побрел в поисках секьюрити со шлангами, желая хоть немного освежиться. Около ограждения я заметил двух ребят, которые увлеченно мастерили из панно Iron Maiden транспарант. Роль палок выполняли те самые длинные воздушные шары. Веревок, конечно, не было, но молодые люди старательно обвязывали полотно вокруг «шестов», в надежде, что оно не упадет в самый ответственный момент. Как я пожалел, что не взял себе воздушные шары, когда их предлагали на входе. Надо было срочно что-то придумать.

Вариантов была два. Можно было пойти туда, где раздавали эти шары (при этом нужно было снова пробираться через всю толпу, да к тому же был риск, что мне не удастся вернуться). Либо можно было попытаться поймать один из таких шариков, которые то и дело кто-то швырял с задних рядов. Это идея мне больше понравилась. Вернувшись на свое место, я объяснил ситуацию своим новым знакомым из Австрии, и мы решили действовать сообща.

А тем временем на сцене выступают Mana (занятый своими проблемами я и не заметил, как сменились группы). Эти ребята представляют собой квартет мексиканцев, состоящий из вокалиста, (он же ритм-гитарист), соло гитариста, барабанщика (он же перкуссионист) и басиста. Среди разогрева эта группа была, пожалуй, самой стоящей. Музыканты играли действительно качественный современный рок с нотками мексиканского блюза, что-то похожее на Santana. Был так же и самый настоящий мексиканский фольклор в современной рок-обработке, это было очень необычно. Судя по овациям и оглушительным воплям, не мне одному понравилась эта четверка – публика приняла мексиканцев на ура. Под конец зрители уже угорали и бесились до одури, а музыканты то и дело подливали масло в огонь. Наконец Mana покидают сцену, предварительно забросав публику футбольными мячами.

Весь перерыв я пытался ловить воздушные шары, которые периодически взлетали в воздух с задних мест, а затем нас со сцены забросали здоровенными мячами. Пока публика забавлялась с этими прикольными штуками, техники подготавливали сцену к предстоящему выходу The Cardigans. Должен сказать, что шведы на меня особого впечатления не произвели. Единственное, что привлекало внимание – это приятная внешность их вокалистки. При виде ее подтянутой фигурки наиболее бесшабашные парни тут же начали кричать: «Долой юбку!!!». В целом их исполнение ничем не отличалось от бездарного пения попсы, наводнившей эстраду. В общем, их выход могу подытожить одним словом: скучно! Глядя на них, мне захотелось спать. Но я успел посмотреть только небольшую часть их выступления, потому что все остальное время я охотился за шарами. В итоге мне повезло, и я сумел поймать один. Теперь для моего самодельного флага нужны были две веревки, которые тоже предстояло где-то достать. Для этой цели я приспособил ремешок от фотоаппарата и затяжку из моей ветровки. Полчаса я пыхтел, пытаясь из подручных средств изготовить флаг. Наконец мои усилия увенчались успехом. А тем временем Cardigans закончили свое выступление (как раз вовремя).

Следующие Zwan. С наступлением вечера повеяло благословенной прохладой и народу заметно прибавилось. Перед Мэйден оставалась еще одна группа некоего Билли Коргэна (никогда о нем раньше не слышал). Что ж, посмотрим. В программке он позиционируется как «крутейший рокер андеграунда» (организаторы, по всей видимости, не малейшего понятия не имеют о том, что такое «подземная» музыка и с чем ее едят, это был их явный прокол). «Отстой!!!» - раздались крики. Именно с этим, словом теперь у меня ассоциируются Zwan. До более высокой оценки эти ребята явно не дотягивают. До настоящего «андеграунда» им еще расти и расти.

Периодические завывания в микрофон в сочетании с перехлестывающимися звуками гитарной какофонии – нет, это не для меня. Я заметил, что остальные мэйденцы придерживаются того же мнения. После каждой песни Коргэну приносили новую гитару (наверно в качестве поощрения), у которой он начинал с остервенением рвать струны. Возможно, я был слишком строг к этим парням, но я замечал понурое выражение лица у всех, кто был в поле моего зрения. А рядом группа «пожженных» металлистов без малейшего стеснения хором гнобили музыкантов и показывали им фак. Становилось весело. А дальше было еще интересней – после очередной песни зал уже принялся дружно скандировать: «Мэйден! Мэйден!!!». Это было сильно. Я тоже размахивал изо всех сил своим самодельным флагом и со всей дури орал: «МЭЙДЕН!!!». Но самое смешное было еще впереди. Вместо того чтобы спокойно продолжать концерт, Коргэн приблизился к микрофону и пролепетал: «Ребята, я вас понимаю, вы хотите увидеть Мэйден, но давайте еще немного послушаем Zwan». Что тут началось! В общем, повеселили парни, посмеялся от души.

На этой забавной ноте Zwan окончили свое выступление и покинули площадку. Теперь была очередь Мэйден. Наконец-то! Место артистам подготавливали, наверно, минут сорок – уж очень много у «Железной Девы» всяких прибомбасов. Но скучно не было, мы наблюдали за работой техников, вытянув шеи. Сперва из нескольких большущих блоков соорудили «беговую дорожку» Дикинсона. По центру располагалась ударная установка Нико. Под потолком установили дополнительное освещение, а на стенки блоков прицепили постеры Iron Maiden. Когда сцена была укомплектована, молодые люди стали выносить аппаратуру. Инструменты появлялись один за другим – вот и черно-белый бас Харриса, знакомый всем по концертным видео, а вслед за ним возник бежевый страт Мюррея. Спустя мгновение добавились гитары Герса и Смита. Дополнил картину акустический бас.

Наконец все приготовления были закончены. Наступило временное затишье – зал замер в ожидании. Стали раздаваться крики: «Мэйден!!! Мэйден!!!». В следующий миг на табло вспыхнули зловещие три шестерки, и таинственный голос зашептал вступление к «The Number Of The Beast». Публика впала в неистовство, люди швыряли вверх всевозможные предметы, воздух вибрировал от мощного многоголосого единого вопля, который сплошным потоком несся из зала. Под царящий кругом хаос на сцену один за другим выскочили музыканты. На Герсе и Дикинсоне та же одежда, что была на видео в Рио двухлетней давности, Мюррей облачился в мэйденовскую футболку Give Me Ed… Til I`m Dead Tour, Смит весь в коже. На Харрисе черная майка с цифрами 666 и 664 на груди. Не успели опомниться, как подошла к концу заглавная композиция и началась следующая – «The Trooper».

Iron Maiden играли без остановок, композиции сменяли одна другую. Брюс схватил продырявленный «юнион-джек», гитаристы втроем синхронно и красиво размахивали хаерами, не забывая при этом ударять по струнам. Этот момент у меня до сих пор стоит перед глазами. Сделав несколько снимков, я принялся с остервенением трясти своим флагом, при этом прыгал и орал, как сумасшедший. А музыканты тем временем добавляли драйва своей мастерской игрой. Великолепный дуэт Смита и Герса, после которого Мюррей задал всем жару. Харрис играл в челночном беге, не забывая про свой бас. Это было здорово! Когда возникла пауза между песнями, Брюс поприветствовал зрителей и пожелал всем приятного вечера (никто не сомневался в том, что так и будет). Концерт продолжался. «Nurnburg, if u gonna die…» - начал Брюс. «…with your boots on!!!» - заорал я, наваливаясь всем телом на своих соседей. Это было нечто. «Die With Your Boots On» еще больше подзадорила фанов, и без того уже стоящих на ушах. А тем временем на улице уже окончательно стемнело и в ход пошло искусственное освещение.

Во время исполнения «Die With Your Boots On» музыканты повеселились не хуже зрителей – гитаристы нарезали круги по сцене, Харрис расстреливал толпу своим мощным басом. Я уже не помню, когда эту вещь последний раз исполняли на концертах. На этот раз Брюс обошелся без дополнительной гитары, да она была ему и не нужна – трое гитаристов исполнили все в лучшем виде. «Revelations» встретили восторженными воплями. Хлопали так, что конечности буквально отваливались, тела ритмично двигались в такт мелодии. Выглядело просто супер. В инструменталку воткнули третью гитарную партию – незамысловатое соло, в дополнение к основным сольным партиям. Кстати, второе из них на этот раз исполнял Герс (обычно это привилегия Смита). На «Hallowed Be Thy Name» музыканты вновь выстроились в шеренгу перед зрителями и вдарили по струнам. Дикинсон стоял на высоте и демонстрировал нам всю мощь своего вокала. На проигрыше вновь настал черед челночного забега. Мощный звук в три гитары, от которого мурашки бегали по коже, никого не оставил равнодушным. Я смутно помню, что я что-то кричал, беспрерывно размахивал своим флагом, периодически делал снимки и голосил изо всех сил: «МЭЙДЕН!!! МЭЙДЕ-Е-ЕН!!!». Под конец композиции Нико запулил в Мюррея барабанной палочкой. Тот ловко поймал ее и стал изображать скрипача, играющего на скрипке (палочка исполняла роль смычка), это надо было видеть!

«22 Acacia Avenue» сопровождалась масштабным световым оформлением. Сцена представляла собой ярчайший калейдоскоп всевозможных огней. И вся эта красотища сопровождалась отменной музыкой. В перерывах между куплетами Брюс подходил к ударной стойке и на пару с Нико выбивал какой-то сумасшедший ритм барабанной палочкой (дуэтом они неплохо смотрелись, это было забавно).

Концерт все продолжался. Дикинсон объявил следующую композицию из нового альбома – «Dance Of Death». «Ребята, если у кого-то из вас есть звукозаписывающие устройства, ну там, микрофоны, кассетники, милости просим, записывайте. Потом можете дать вашим друзьям послушать, им будет приятно». Конечно, Брюс просто иронизировал. Он как бы давал понять, как делать не следует. Однако со своим предупреждением он слегка запоздал – Wildest Dreams и так уже был доступен широкой аудитории благодаря испанским фанам, которые успели выложить драгоценные записи в интернете. Композиция «Wildest Dreams» вызвала у меня противоречивые чувства. Это было что-то среднее между душевной лиричностью альбома «Brave New World» и слегка безумными и бесшабашными ранними записями группы. Есть некоторое сходство с «I Live My Way» и более легкой «The Mercenary» (Brave New World). Одно могу сказать: «Wildest Dreams» - вещь неплохая, но не слишком подходит для концертного исполнения. В ней мало драйва, что ли. В записи слушать можно, а так не цепляет.

Вместе с композициями сменялись и задники сцены. «The Wickerman» и «Brave New World» (Эдди парит над городом); «The Clansman» (Эдди, переодетый шотландцем, держит окровавленный меч). Я в диком восторге от «Brave New World» - отличный концертник. Уж я наорался и напрыгался! Теперь хватит надолго. Начало вещи «The Clansman» предваряет вступление Харриса на акустическом басу. Затем запомнилось качание флагами из стороны в сторону и мощный вопль: «Freeeeedom!!!!». Фаны будто взбесились. В тот момент я вдруг почувствовал, что мои силы уже на исходе. Кричать я больше не мог, и даже для того, чтобы делать снимки, нужно было прилагать титанические усилия. Всякий раз, когда хотел сфотографировать, руки начинали дрожать и отказывались повиноваться. Но я не хотел замечать усталость, ведь это был такой концерт! В жизни он больше никогда не повторится, и надо было постараться выжать из него все, что можно.

Кстати, что касается звука, то здесь могу сказать, что по сравнению с прежними концертами, когда в группе было всего два гитариста, качество звучания выросло в разы. Перестала ощущаться гитарная перегруженность (может потому что Смит теперь играет на «Fender»?), хотя все равно временами мощные гитарные партии «перекрывают» все остальное, и Брюсу порой стоит немалого труда их перекричать. Но в целом звук был настроен идеально, не было никакого шипения, несмотря на устрашающую громкость и никакой «каши» (легко можно услышать звучание каждого инструмента по отдельности).

На мой взгляд «The Clairvoyant» - одна из самых сильных вещей Iron Maiden. В концертном варианте звучит вообще обалденно. Во время сольной партии Мюрррея на сцене вначале приглушили свет, а затем в сторону музыкантов были направлены множество тонких лучиков прожекторов. Отливая бледно-голубым светом, эти солнечные зайчики носились по сцене с бешеной скоростью. Вот появляется великан Эдди (как будто сошел с обложки «Edward, The Great») с короной на голове и в красном одеянии. Эффектное зрелище. Далее последовали «Heaven Can Wait» и «Fear Of The Dark». Те, кто выбегали подпевать на «Heaven Can Wait» оказались втянутыми в какую-то лотерею. Большинство из них (девчонки) были одеты в костюмы а-ля Тату, что было здесь абсолютно не к месту. Петь они совершенно не умели, зато кривлялись от всей души. Как это музыканты позволили им подняться на сцену, не понимаю. «Fear Of The Dark», можно сказать, была гвоздем программы.

Голос Брюса совсем потерялся среди сплошного и непрерывного ора. В начале композиции двое парней подхватили меня под руки и помогли забраться к ним на плечи. Глядя сверху на все это великолепие, я просто обомлел. Везде подо мной колыхалась сплошная масса, состоящая из людей и являющаяся в тот момент единым живым организмом. Сотни огней скользили по лицам, освещая это безумие, овладевшее всеми нами. В такт песни хлопали тысячи рук. Такую толпу народу мне прежде никогда не приходилось видеть. Схватив свой флаг, я вновь отчаянно замахал им. Во время проигрыша я чуть было не упал вниз головой, но вовремя успел ухватиться за волосы парня, который был подо мной. Правда, флаг не удержал, ну да бог с ним. Вот раздались аккорды известнейшей композиции – «Iron Maiden».

Музыканты совсем развеселились и сигали по сцене, как чумовые. Откуда-то сверху вдруг спустилась голова Эдди-2003. Брюс прокричал что-то вроде: «Mind is a terrible thing to loose!», и в следующее мгновение у головы открылась черепная коробка, и туда опустился огромный мозг. На сцене в плотной дымовой завесе творилось нечто невообразимое. Мюррей без устали жонглировал своей гитарой (пару раз он ее все же не удержал и инструмент грохнулся на пол), а Герс уже принялся дубасить струны ногами(!). Харрис выстреливал из своей басухи, а вокалист носился кругами и пронзительно кричал: «I want you!! And you over there…! Iron Maiden gonna get all of you!!!». Песня кончилась, а артисты снова выстроились в ряд перед публикой. Сзади к ним пристроился Нико, в шортах и босиком. Музыканты поблагодарили присутствующих и побросали в толпу напульсники и медиаторы. На этой ноте группа покидает сцену. В зале гаснет свет.

Народ тут же принялся кричать, требуя выхода на бис. Вопли «МЭЙДЕ-Е-ЕН!!!» слышались отовсюду. И Мэйден вышли и спели еще три композиции. В зале снова загорелся свет, и сверху спустилось панно, которое гласило: «Bring You Daughter… To The Slaughter». Шоу продолжалось. Тысячи голосов без устали вторили: «To The Slaaaauuughteeer!!!». Последние вещи сильно украсило мастерское освещение (надо отдать должное Dave Lights). Во время припева лица людей освещались прожекторами, это было очень красиво.

«Run To The Hills» завершает концерт. Я опять залез к кому-то на плечи. Опять голосил (и откуда только силы взялись), показывал пресловутую «козу», улюлюкал. Народ подо мной продолжал безумствовать. Это был настоящий кайф. Наконец все стихло. «Неужели это все?» – пронеслось у меня в мозгу. Спасибо вам, ребята. Выступление было что надо! Со сцены снова полетели разные предметы. Дикинсон пообещал вновь вернуться осенью. Последним уходит босой Нико. Все, концерт окончен.

Трэк-лист выступления:
1. The Number Of The Beast
2. The Trooper
3. Die With Your Boots On
4. Revelations
5. Hallowed Be Thy Name
6. 22 Acacia Avenue
7. Wildest Dreams
8. The Wickerman
9. Brave New World
10. The Clansman
11. The Claivoyant
12. Heaven Can Wait
13. Fear Of The Dark
14. Iron Maiden
15. Bring Your Daughter… To The Slaughter
16. Two Minutes To Midnight
17. Run To The Hills

Все, что происходило на концерте, я помню как в тумане. После окончания шоу я еще где-то час торчал на стадионе в надежде получить автограф, но видимо не судьба. Периодически ко мне подходили фаны пообщаться – их привлекало мое знамя. Говорили, что видели мой флаг еще на концерте и даже фотографировали. Угощали пивом. Я уже ничего не хотел, но было приятно.

Снаружи народ продолжал веселиться, повсюду были открыты кафешки, передвижные бары, палатки с атрибутикой. Я накупил всевозможных сувениров на память (мэйденовская майка «Rock Im Park», нашивки и т. д.). Продавец мне зачем-то подарил надувную бас-гитару. Позже присоединился к толпе фанов, слоняющихся по улицам с криками «Мэйден!», участвовал в гонках на тележках в качестве зрителя. Ночь я провел в лесу под открытым небом (палатки у меня не было). Спал плохо, вымерз донельзя и в пять утра был уже на ногах. Ветер гонял по улицам горы мусора, куда ни глянь, всюду банки, бутылки, пустые пачки из-под сигарет. Группа парней какими-то специальными приспособлениями производили уборку территории. Видать, ребята свое дело знают – через час от мусора не осталось и следа. Хочу выразить огромную благодарность Ed Hunter, Ad и сайту RockHell.

« »