Большинство западных компаний не хотят работать в России, а GM создала здесь совместное предприятие

General Motors Corp. вложила средства в российское совместное предприятие, однако российские власти говорят, что одной из самых тяжелых проблем экономики страны по-прежнему является острая нехватка инвестиций.

Совместное предприятие GM и ОАО «АвтоВАЗ», крупнейшей российской автомобилестроительной компании, — это один из самых амбициозных производственных проектов в России. Сложные переговоры тянулись несколько лет. Большинство транснациональных корпораций пока боятся вкладывать деньги в этой стране, несмотря на высокие экономические показатели и обещания президента Путина улучшать деловой климат.

«В настоящее время больше всего нас тревожат низкие темпы роста объемов инвестиций в промышленность», — сказал премьер-министр Михаил Касьянов. В понедельник, выступая на конференции, он заметил, что за первые восемь месяцев текущего года объемы инвестиций выросли на 2,5% в пересчете на год. По его словам, это «крайне мало для российской промышленности, которую необходимо быстро модернизировать, чтобы повысить ее производительность и конкурентоспособность».

Низкие объемы иностранных инвестиций

Россия существенно укрепила свою репутацию после финансового обвала 1998 г., когда страна девальвировала рубль и объявила дефолт по внутренним долгам. Последние три года здесь продолжается экономический рост. Бюджет выполняется с профицитом. В прошлом году темпы роста на рынке ценных бумаг превысили 80%.

Иностранцы стали покупать больше российских акций, они охотнее кредитуют российские компании, но объемы прямых иностранных инвестиций остаются очень низкими. Западные компании, активно работающие на других развивающихся рынках, не хотят заниматься в России производством или покупать местные промышленные активы. В первой половине года объемы прямых иностранных инвестиций составили 1,9 млрд долларов, на 25% меньше, чем в 2001 г. Китаю же в прошлом году удалось привлечь почти 47 млрд долларов.

Правительственные реформы, снижение налогов, новый земельный кодекс, рефоормирование судебной системы, ограничение правительственного вмешательства в экономику помогли улучшить отношение иностранцев к России, но западные бизнесмены по-прежнему жалуются на засилие бюрократии, коррупцию, непрозрачность финансовой отчетности и слабость судебной системы, которая не всегда способна эффективно защищать права собственности.

Два года назад, придя к власти, президент Путин сказал, что для того, чтобы догнать Португалию, российская экономика должна рости со скоростью 8% в год. Благодаря высоким ценам на нефть и слабому рублю, который повысил конкурентоспособность местных товаров, в 2000 г. темпы роста составили 9%, а в 2001 — 5%. По прогнозам, в этом году экономика вырастет на 3,9%.

Создание новых производственных мощностей

Правительственные чиновники и экономисты говорят, что большая часть советских промышленных предприятий устарели и экономический рост зависит от создания новых мощностей, для чего нужны крупные инвестиции. «По нашим оценкам, существующие мощности уже освоены полностью, и дальнейший экономический рост зависит от модернизации основного капитала», — сказал на конференции министр торговли и экономического развития Герман Греф.

Совместное предприятие GM-«АвтоВАЗ» в Тольятти будет выпускать внедорожник «Шеви-Нива». Большинство западных автомобилестроителей строят собственные производственные линии и собирают машины из импортных частей. GM решился на неожиданный шаг: компания будет пользоваться комплектующими местного производства. «Шеви-Нива» создана на основе российского автомобиля «Нива», который «АвтоВАЗ» производит с 1977 г. Новая машина значительно дешевле западных внедорожников. Она будет стоить 8000 долларов.

Первый автомобиль сойдет с конвейера в понедельник. GM сообщила, что СП выпустит 450 машин в этом году и 35 000 в 2003. GM и «АвтоВАЗ» владеют по 41,5% акций предприятия. 17% принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития. В СП вложено 332 млн долларов.