Прозвище, кличка: «The Blonde Bomber»
Место рожд.: Эдмонтон, Лондон, Англия.
Дата рожд.: 23.12 1956 г.
Семейное положение: Женат, 1 ребенок.
Первые группы Мюррей: Stone Free, Electric Gas, The Secret, Urchin.
Любимые группы: DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN, FREE, JIMI HENDRIX.
Дэвид Майкл Мюррэй – английский гитарист, автор песен, музыкант. Свою известность получил, играя с популярной группой Iron Maiden, тяготеющей к музыке хэви-метал. Он попал в группу через два месяца после создания, и, играет в ней по сей день, являясь ее бессменным гитаристом.
ДЕТСТВО
Родился Дэвид Майкл Мюррей в Лондоне 23 декабря 1956 года в Royal Middlesex hospital в Эдмонтоне. Он был третьим ребенком в семье после двух своих сестер, шести и трех лет. По отцовской линии Мюрреи были смешанными потомками шотландцев и ирландцев. Футбол стал первым серьезным увлечением маленького Дэйва – он хорошо играл в центральном нападении местной юношеской команды. Но вскоре музыка стала главным смыслом его жизни, а футбол очень быстро отошел на второй план.
Глава семейства Мюрреев был на инвалидности и нигде не работал, поэтому матери Дэйва приходилось подрабатывать уборщицей. К 14 годам он успел поучиться в десяти разных школах. Это была необходимость, так как семья жила бедно и еле сводила концы с концами. Мюрреи переезжали с места на место, ища для семьи более дешевый район для жизни. Бедность и постоянные неудачи были поводом для ссор между родителями. В таких случаях мать брала детей, и они уходили жить на местные склады Армии Спасения. Здесь семья скрывалась от жестокого обращения отца, иногда живя там целыми неделями. После примирения родителей, они возвращались домой.
Тяжелые условия в семье закалили будущего гитариста, научили сдержанности и терпимости. Это формировало характер Дэйва и помогло не упасть духом во времена тяжелых испытаний и несчастий во взрослой жизни. Стойкие качества характера, приобретенные в раннем детском возрасте, помогли ему выстоять в трудные для его группы времена, хотя многие участники коллектива Iron Maiden покидали группу, не выдерживая трудностей и проблем, неизбежных в шоу бизнесе.
Заработав свои первые большие деньги, работая в группе, Дэйв купил своим родителям дом, дав им возможность жить на старости лет, не переезжая с места на место. Это всегда было его мечтой, которую он смог осуществить с помощью своего музыкального таланта. Переселяясь со своей семьей с места на место, маленькому Дэйву приходилось каждый раз завоевывать уважение в детских коллективах. Иногда приходилось пускать в ход кулаки, а так как переезжать приходилось довольно часто, драться ему пришлось научиться.
Некоторое время семья Мюррей жила в Clapton в квартире над клубом. Именно здесь проходили репетиции популярных в 60-е годы групп The Dave Clark Five, The Searchers, Hollies. Бывало, что будущий музыкант приходил посмотреть за танцующими в клубе людьми, а иногда здесь настраивали свое музыкальное оборудование члены групп, и это его всегда очень интересовало.
Интересно, что в этом клубе, под квартирой, где жила семья Дэйва, стояло фортепиано, и Дэйв, которому было около шести лет, все время крутился около инструмента. Свою первую гитару он сделал из картона. Набитая бумагой и обмотанная лентой конструкция, была для маленького мальчика настоящей гитарой. Он представлял себя Джоном Ленноном, имитируя игру на гитаре, и, подпевая под записи любимых песен.
ЮНОСТЬ
Когда Дэйву исполнилось 15 лет, с ним случилось событие, повлиявшее на всю его дальнейшую жизнь и в корне изменившее его музыкальные пристрастия. Именно тогда он впервые услышал композицию «Voodoo Child» Джимми Хендрикса, и это стало переломным моментом в его судьбе. В 16 лет он уже владел несколькими альбомами Хендрикса, а чуть позже у него появились и блюзовые альбомы. Вскоре рок музыка стала смыслом его жизни. Он отрастил волосы, стал носить рокерскую афганскую куртку, стал интересоваться еженедельными музыкальными изданиями. У него появились новые друзья, с которыми Дэйв начал ходить на тусовки и концерты. Главным в их компании начинающих музыкантов был молодой парень Адриан Смит.
Свою первую группу, которую Дэйв создал вместе с Адрианом и еще одним школьным другом, они назвали Stone Free. Адриан и Дэйв были гитаристами в этом трио, а Дэйв Маклахлин играл на бонго. Они выступили всего один раз в таком составе в помещении местной церкви, где присутствовало всего шесть человек. Они играли каверы Джимми Хендрикса и T. Rex.
Дейв и Адриан много репетировали, писали свои песни, часто мечтали о своих музыкальных успехах в будущем, но, не имея профессионального оборудования и, не показывая свое творчество публике, многого ждать, было бессмысленно. Поэтому Дэйв постоянно совершенствовался, стремился развиваться, искал хорошую группу, чтобы выступать с ней.
Музыкант рассказывал, что он часто ходил по выходным на прослушивания, где можно было получить приглашение на работу в какой-нибудь группе. И однажды в 1973 году его позвали играть в Electric Gas. Эта группа играла легкий американский рок. По его словам ему не все нравилось в этой музыке, но это было, по крайней мере, что-то новое для Дэйва.
С Electric Gas он работал почти год, правда, они почти не выступали на концертах, а в основном только репетировали. Это был хороший опыт для молодого музыканта, который очень пригодился ему в будущем. Группа выступала в барах и маленьких ресторанчиках, изредка в клубах, но настоящего концерта за все время ее существования не было, ни одного.
Потом Дэйв стал играть с панк-групой The Secret, творчество которой было ориентировано на смешение стилей – глэм и ранний панк-рок. Вместе с этой группой он сумел записать сингл под названием «Cafe De Dance», который вышел в 1995 году. Для Дэйва это был первый опыт записи песни в настоящей звукозаписывающей студии. Вскоре он ушел из The Secret, предполагая в ближайшем будущем войти в какую-нибудь группу, играющую «тяжелый металл».
Первое появление в Iron Maiden
Во время своего первого появления в Iron Maiden, музыкант, после нескольких месяцев пребывания там, поругался с некоторыми членами группы, и ему пришлось покинуть этот коллектив.
URCHIN
Очень скоро Дэйв присоединился к группе Urchin из Ист-Энда, которая уже заслужила хорошую репутацию и имела своих поклонников. Создателем группы был Адриан Смит, с которым они когда-то начинали выступать. Urchin играли не такую тяжелую музыку как Iron Maiden, их направление было близко к мэйнстриму. Дэйва хорошо приняли в коллективе, и они отлично работали вместе. Адриан играл на гитаре и пел, а Дэйв прекрасно вписался в группу, так как Urchin как раз нужен был еще один гитарист.
У группы был заключен контракт с DJM, по которому Urchin записывала два сингла или альбом по выбору. Первый сингл Black Leather Fantasy, который они записали, выпущен не был, и это очень расстраивало музыкантов. Позже, уже вместе с Дейвом Мюрреем, группа закончила запись песни She’s A Roller, вышедшей в свет только в 1980 году.
В те времена у Iron Maiden и Urchin было примерно одинаковые достижения. Обе группы имели несколько своих песен, но Urchin все-таки были немного впереди – они первые сделали по-настоящему хорошую запись. Дэйв тосковал по работе в Iron Maiden, их музыка была ему ближе, поэтому он чувствовал, что виноват перед друзьями из Urchin, но ничего не мог с собой поделать. Он хотел вернуться в Iron Maiden, и вскоре ему представилась такая возможность.
Снова Iron Maiden
Дейв вернулся в Iron Maiden, и работа в группе ожила. Ребята много репетировали, предпочитая работать с песнями, которые были написаны Стивом Харрисом. Именно в то время были обработаны песни с двух первых альбомов группы: «Transylvania», «Purgatory», «Iron Maiden», «Prowler», «Wrathchild», «Innocent Exile», «Another Life», «Sanctuary», «Purgatory» и «Drifter». После обработки они зазвучали немного по-иному, но настроение их было сохранено.
Именные предметы
Компанией Fender была выпущена специальная модель гитары Fender Dave Murray Signature Stratocaster – новое издание, имеющее два хамбакера, чего не было еще ни в одной модели Stratocaster.
Адриан Смит о Дэйве Мюррее
Адриан Смит вырос в одном с Дэйвом районе Лондона. По словам Смита, впервые они повстречались в молодежном клубе, и познакомил их общий друг Дэйв МакЛафлин. После знакомства молодые люди начали репетировать вместе – Адриан исполнял песни, а Дэйв Мюррей и Дэйв МакЛафлин играли на гитарах. В то время, как рассказывает Адриан, Дэйв был просто помешан на Джими Хендриксе, слушал только Карлоса Сантану и Робина Тровера, а также любил слушать и играть блюзовую музыку. Уже тогда у Дэйва было две гитары, и он считался в кругу друзей профессионалом.
Адриан Смит вспоминает, что запасная гитара Дэйва была сломана, и на ней никто не играл. Когда Смит купил ее у Дэйва за пять фунтов, то его отец отремонтировал ее, и это был его самый первый и самый лучший инструмент.
Вскоре Дэйв Мак покинул группу и стал заниматься делами совершенно далекими от музыки, а Дэйв Мюррей и Адриан Смит еще несколько лет выступали вместе. Когда Дэйв достиг определенных успехов, он присоединился к группе Iron Maiden, а Адриан остался и вскоре на основе старой группы создал Urchin, куда через некоторое время возвратился Дэйв Мюррей из-за конфликтов с вокалистом в Iron Maiden. Поработав с Адрианом, он позже вернулся обратно. По словам Адриана, его звали в Iron Maiden, но он предпочел остаться со своей группой, так как дела у них шли неплохо. В 1980 году Дэйв Мюррей позвонил Адриану Смиту и опять пригласил в Мейден, на этот раз он ответил согласием.
Адриан Смит характеризует Дэйва как тихого и спокойного человека. Конечно, обстоятельства бывают разные, но в основном он не лезет на рожон, и всегда старается не обострять конфликты. Ведь, если в группе работают шесть человек, каждый со своим видением и индивидуальным мнением на музыку, приходится быть тактичным, и выслушивать мнение каждого, чтобы можно было плодотворно работать.
От Дэйва всегда исходит положительная энергия, с ним хочется общаться, он доброжелателен и может воспринимать критику. А это хорошо влияет на совместную работу группы. По словам Адриана, Дэйв отличный цельный композитор и самым удачным его творением в «Dance Of Death» он считает песню «Rainmaker», которая была создана Дэйвом вместе со Стивом.
Дэйв Мюррей – это прекрасный гитарист, который, обладая талантом, не стремится затмить друзей по группе, и выделиться из всех. Ведь играя в Iron Maiden, каждый из трех гитаристов имеет возможность выразиться, придерживаясь своего стиля игры. Дэйва можно охарактеризовать, как музыканта, который имеет свой стиль и всегда рад, если имеется возможность посредством музыки выразить себя.
Дэйв – талантливый музыкант, имеющий индивидуальный стиль в музыке, который многого достиг, играя на гитаре. С самых первых дней, когда он только взял в руки инструмент, он играл свою музыку, а это получается далеко не у каждого. Сейчас, когда он играет в группе, по стилю игры сразу становится понятно, что это Iron Maiden.
Стив Харрис о Дэйве Мюррее
Когда Стив Харрис говорит о первой встрече с Дэйвом Мюрреем, то вспоминает, что познакомился с ним на прослушивании. Тогда Дэйв был участником английской группы «Warlock» Денниса Уилкока из Ист-Энда. Денис был очарован игрой Дейва и пригласил его на прослушивание у Стива. Как только Мюррей закончил играть, ребята, пораженные его техникой, сразу же сказали ему, что берут в свою группу.
Его попросили сыграть «Prowler», и он так виртуозно исполнил его, что сомнений не возникло ни у одного из членов коллектива Maiden. Так Дэйв присоединился к группе и всегда играет так хорошо, как только может. А может он многое – бросать гитару за спину, играя на ней, выполнять виртуозные па на перевернутой гитаре, и даже извлекать музыку зубами.
Дейв Мюррей об Iron Maiden
Дэйв рассказывает, что они всегда все делают основательно и с душой. Наверное, поэтому и сейчас у них много гастролей по всему миру, новые альбомы. По его словам, именно сейчас они добились того, к чему стремились – на их концертах мощнейшая аппаратура, современный свет, лучшие спецэффекты, и тысячи фанатов на выступлениях. По его мнению, каждый музыкант сам решает, какую музыку ему играть, главное, чтобы это шло от души, чтобы песни были честными и глубокими. И тогда будут поклонники, будут новые песни, будет признание. А так, считает Дэйв, они всего лишь рок группа, которая играет музыку, и старается делать это профессионально и честно.