Прозвище, кличка: «Arry»
Место рождения: Англия, Лондон, Лейтонстоун-Ист Энд
Дата рожд.: 12.03.1956 г.
Семейное положение: Женат, 5 детей.
Первые группы: Influence, Gypsy's Kiss, Smiler.
Любимые группы: UFO, JETHRO TULL.
ДЕТСТВО
Стивен Персиваль Харрис родился в Ист-Энде в Лондоне 12 марта 1956 г. Он был самым старшим из четверых детей и единственным мальчиком в семье. Его отец работал водителем грузовика, в то время как мать трудилась на нескольких дополнительных работах, хотя больше времени она отводила детям, присматривая за ними. Младшие сестры его отца всегда гостили у Стива в доме. Вести домашнее хозяйство помогала бабушка, так что мальчик всегда был в окружении женского общества. Сестры Стива любили слушать Биттлз, их музыка часто играли в доме, также как и песни других исполнителей. Скорее всего, это и подтолкнула юного Стива к занятию творчеством.
Кроме музыки Стив был увлечен спортом. В детстве он занимался футболом, теннисом, играл в крикет. С самых юных лет Стив мечтал стать футболистом профессионалом, чтобы играть в «Вест Хэм Юнайтед» – это местная лондонская команда. Его успехи в футболе открывали ему дорогу в большой футбол, но увлечение музыкой было сильнее.
Окончательно Стив решил посвятить себя музыкальной карьере, когда взял у приятеля послушать альбомы нескольких групп – Genesis, King Crimson и Jethro Tull. Он был поражен красотой игры музыкантов, и твердо решил для себя научиться играть как они. Сначала он собирался стать барабанщиком, но из-за стесненности жилищных условий не мог позволить себе иметь дома барабанную установку.
Стив закончил колледж, затем стал работать чертежником. Но эта кропотливая скучная работа совершенно не радовала его, и, получив зарплату в 70 фунтов, юный музыкант решил приобрести свою первую бас-гитару.
Gypsy’s Kiss, Smiler
В оставшееся от основной работы время Стив успевал осваивать игру на бас-гитаре и играть в лондонской группе Influence. Это был средненький по уровню музыкальный коллектив, мало выступавший, и почти никому не известный. Старое название «Influence» показалось молодым начинающим музыкантам слишком прозаическим, и вскоре они сменили его на более звучное – «Gypsy’s Kiss» («Поцелуй цыганки»).
В состав группы входили: Paul Sears — барабаны, Dave Smith — гитара, Tim Wotsit — гитара, Steve Harris — бас, вокал – Bob Verschoyle. Их репертуар был составлен из кавер-версий самых известных блюзовых групп, но, как впоследствии оказалось, это снижало темп развития группы, и отыграв шесть концертов, она перестала существовать.
Следующей группой Стива стала Smiler, она состояла из ребят, которые были старше Харриса на несколько лет, и совершенно не считались с мнением юного гитариста. Музыку, которую они играли, можно было отнести к смеси рокабилли и рока, она была очень простой для исполнения и восприятия.
Стивом было предложена новая музыка, но члены группы не отнеслись к его выбору серьезно. Он предложил два новых трека «Burning Ambition» и «Innocent Exile». И хотя вторая композиция была введена в репертуар Smiler, первая «Burning Ambition» была полностью отвергнута.
IRON MAIDEN
К концу 1975 года Харрис понял, что в этой группе ему будет трудно пробиваться, и он принял решение собрать новую команду. В состав его новой группы вошли Ron 'Rebel' Matthews — барабаны, Dave Sullivan — лидер/ритм гитара, Terry Rance — лидер/ритм гитара, Steve Harris — бас и Paul Day — вокал.
Официальной датой рождения группы считается май 1976 года, она получила название – Iron Maiden. Оно было навеяно популярным тогда фильмом «Человек в железной маске» (The Man In The Iron Mask), в котором повествовалось о временах средневековой инквизиции. Iron Maiden – «железная дева» (так в те века называлось орудие пытки), отлитая из железа полая фигура женщины, внутри которой были острые шипы. Человек, помещаемый внутрь этого саркофага, умирал мучительной смертью, истязаемый шипами.
Эта группа с самого начала стала более успешной. Уже в 1981 году Iron Maiden выступала на профессиональном уровне с концертами по всему миру, заключив постоянные контракты с EMI на тиражирование нескольких альбомов. И большую роль здесь сыграли мастерство и талант Стива, который внес свой вклад в развитие мировой рок-культуры.
Стив Харрис на сегодняшний день – единственный участник группы, который остался из первоначального состава, выступившего впервые в далеком 1976 году – тогда Iron Maiden провела свой первый концерт в клубе «Cart & Horses».
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Любимым увлечением Стива Харриса всегда был футбол. Кроме того, что он с детства занимался этим спортом профессионально, он до сих пор является преданным болельщиком команды West-Ham United. И именно это «футбольное» хобби, как нельзя лучше характеризует его натуру. Он, будто капитан своей команды, координирует и направляет деятельность своей группы в течение всего времени её существования. И именно, благодаря ему, Iron Maiden из группы, которая в начале своей деятельности выступала в полупустых барах Лондонского Ист-Энда, превратилась в мощную команду, играющую в стиле хеви-метал, и собирающую огромные стадионы, преданных поклонников.
Сам Стив Харрис в своих интервью часто сравнивает Iron Maiden с хорошей футбольной командой, а своих поклонников с верными футбольными болельщиками. Стив является координатором всей группы Iron Maiden. Начиная работу над новым альбомом, он уже точно представляет, каким он должен быть, и старается включить всех участников группы в результативный рабочий процесс. Естественно, что результат достигается благодаря усилиям всех участников группы, но обычно последнее решающее слово остается за Стивом.
Его друзья очень хорошо отзываются о нем, рассказывают, что Стив всегда может подбодрить нужным словом в трудных ситуациях, объяснит, как следует играть, чтобы песня звучала так, как надо. Большую часть репертуара группы написал именно Стив – это песни Aces High, Fear Of The Dark, Run To The Hills, Revelatons, The Trooper, Be The Name, Iron Maiden, Halloweed Be The Name, The Number Of The Beast, Sanctuary. Сейчас все эти композиции являются частью основной программы каждого выступления Iron Maiden. Известный поклонникам его «галопирующий» стиль игры на гитаре, давно стал визитной карточкой и синонимом стиля New Wave Of The British Heavy Metal.
Яник Герс о Стиве Харрисе
Яник Герс рассказывал, что он познакомился с Брюсом и Стивом, когда работал в коллективе Иэна Гиллана на концерте в Хаммерсмит Одеоне где-то семидесятых годах. Янек с теплотой отзывается о том времени и о встречах со Стивом. Стив тогда показался Янику человеком ярким, цельным и очень серьезным, который успевал все и был в курсе всех событий вокруг.
Стив, по признанию Яника, один из тех людей, которым можешь всегда доверять, они никогда не подведут. Таких людей немного – они не говорят за спиной плохо о тебе, не предадут, всегда помогут в трудной ситуации. Стив именно такой, очень хороший и верный человек. Он способен в спорной ситуации посмотреть на проблему со стороны, оценив ее с разных позиций, и только потом принимать решение. Но если он уверен, что его точка зрения верна, он будет до конца отстаивать свою позицию, и не поменяет своего мнения. Это сильная черта характера, за которую его уважают и ценят друзья.
У Стива есть уверенность в том, что в музыке они все делают правильно, выбрав свой путь, по которому идут уже несколько десятилетий. Он из тех людей, которые не боятся сказать правду в лицо, хотя она может и не быть приятной для всех.
Стив обладает очень богатым воображением, что помогает ему в написании текстов. Может быть они и простые, но очень душевные и откровенные. Стив пишет так, как сам чувствует, выражая свои мысли, которые идут от самого сердца. По словам Яника Герса, Стив пишет так проникновенно, что от его песен бегут мурашки. Так, песня «Blood Brothers», которую Стив написал, когда у него умер отец, именно такая, она пронзает насквозь своим надрывом и ощущением горечи. В его песнях чувствуется искренность, им веришь, в них он раскрывает самого себя, нужно только научиться слышать и понимать их.
Для Стива, который был хорошим футболистом в молодые годы, забота о своем физическом здоровье стоит не на последнем месте. Неизвестно, смог бы он соблюдать дисциплину профессионального футболиста в годы ранней юности, совмещая спорт и начинающуюся музыкальную карьеру, но он выбрал для себя музыку, и сейчас всем ясно, что это решение было верным. Его позицией можно считать принцип, по которому у физически здорового человека и разум должен быть всегда чист. Поэтому Стив не любитель злоупотреблять спиртным, что очень помогает всем участникам группы, которые также стараются соблюдать меру во время праздничных вечеринок.
Это уникальный музыкант. Выбрав в детстве бас-гитару, он самостоятельно научился играть на ней, да так, что до сих пор никто не может повторить его стиль игры. Говорят, что это лидер-гитара, но это не совсем так. Он бас-гитарист, но звучание его гитары является стержнем всей игры группы, вокруг которого строится выступление всего коллектива. У него особенный дар, который позволяет его гитаре звучать уникально. Они вместе с Нико задают ритм и считаются стержнем всей музыки Iron Maiden. Скопировать их игру невозможно, их звучание особенное и неповторимое. Так может играть только Стив, вокруг которого построена вся игра группы. А играть он будет только с Iron Maiden.
Стив всегда очень увлеченно работает над новыми альбомами. Когда идет процесс записи новой композиции, он полностью вовлечен в процесс, и стремится сделать так, чтобы все было идеально отточено. Он сам готов тратить на это все свое время и силы, и от других требует также полной отдачи. Стив – сильная личность. Без сомнения, без его личного упорства, без его настойчивости и амбициозных планов, группа Iron Maiden не стала бы тем, чем она является сейчас. Он всегда был сердцем и силой нашей группы.
Брюс Дикинсон о Стиве Харрисе
Брюс Дикинсон рассказывал, что у него в молодости бывали конфликты со Стивом. Они несколько раз серьезно разговаривали, но это не сказалось на их отношениях. Стива Харриса Брюс воспринимал как очень дружелюбного, прекрасно сложенного физически, молодого человека. А про Maiden Брюс говорил, что раньше не понимал, почему этот коллектив так увлечен своей значимостью, и ему было не очень уютно с ними. Только сейчас он понял, что это было необходимо ребятам во время их становления, ведь этим создавалось настроение и особая аура отношений, которая была чрезвычайно важна для них тогда. Ведь они требовали к себе уважения, и добивались его.
Нико Макбрейн о Стиве Харрисе
Нико Макбрейн говорит о Стиве с особым чувством, отмечая, что он очень хороший человек, который любит свою семью, интересуется футболом. Но когда он работает в группе Maiden, для него все остальное перестает существовать. Стив очень впечатлительная натура с живым складом ума. Это помогает ему в его творчестве, когда идеи возникают у Стива одна за другой. Нико даже вспомнил случай, когда после просмотра жуткого фильма «Знамение», ночью Стиву приснился кошмар, после чего тот в ужасе проснулся и к утру написал песню – Number of the Beast.
Стив, благодаря своему таланту, может черпать вдохновение из любых ситуаций, которые случаются с ним или с его друзьями. Результатом его работы становятся удивительные по красоте песни, которые поражают своей глубиной и смыслом.
О своей музыке Стив Харрис как-то говорил, что особо не задумывается над стилем игры, а просто пишет. По его словам, его волнует больше, как будет лучше для песни, чем то, каким стилем он играет. О будущем группы Iron Maiden Стив говорит, что он трезво оценивает ситуацию и понимает, что играть вечно он, конечно, не будет. Но если не на сцене быть с Iron Maiden, то можно после ухода из группы стать ее менеджером, продюсировать ее. И он надеется, что это будет так же интересно, как и играть на сцене.
Когда его спрашивают о страхах на будущее, о предчувствиях, Стив старается шутить, и говорит, что не чувствует особой разницы в себе – 50 ему лет или 60. Он молод душой, энергичен, и стареть еще не собирается.
По мнению Стива, если ты обладаешь властью, и не важно, кто ты – просто начальник, или же королевская персона, каждый человек, принимая в своей жизни важные ключевые решения, которые могут повлиять на события, на жизнь людей вокруг тебя, всегда должен поступать по совести – честно и обдуманно.
О музыкальном бизнесе Стив Харрис говорит, что, стремясь в эту сферу только из-за своих личных меркантильных амбиций, невозможно добиться хороших творческих результатов. Материальный достаток – это, конечно, хорошо, но любовь к музыке должна быть выше.