Проекты музыканта - Брюса Дикинсона

Покинув Iron Maiden в 1993 году на волне спада популярности хеви-метала, Дикинсон прошёл долгий путь творческого поиска, в процессе которого безуспешно экспериментировал с новыми музыкальными стилями (в частности с гранжем).

После создания группы Skunkworks и её коммерческого провала возобновил сотрудничество с гитаристом Roy Z. Результатом их сотрудничества стали успешные хеви-металические альбомы Accident of Birth и The Chemical Wedding. В итоге успех Дикинсона как сольного вокалиста стал расти, тогда, как покинутая им группа постепенно теряла популярность. Его возвращение в Iron Maiden в 1999 году вернуло коллективу былую известность, но в, то, же время не стало препятствием для его сольной карьеры, которую он с успехом продолжил.

Завершение работы в Iron Maiden. Начало сольной карьеры.

После записи песни «Bring Your Daughter to the Slaughter» руководители Zomba Records, вдохновлённые успешным сотрудничеством с рок-вокалистом, обратились к нему с предложением выпуска целого альбома с подобным материалом. Дикинсон немедленно обратился к Янику Герсу:

Я позвонил Янику и сказал: «Яник. мы должны записать ещё один альбом этого дерьма, быстро». А он сказал: «И что мы будем делать?». Я сказал: «Ну, а мы напишем им песни — фриковскую, стоунзовскую, что-нибудь под AC/DC, и просто посмеемся, потому, что у этих парней куча денег и они всё равно нам заплатят, так что — давай на этом закончим разговоры и поработаем в своё удовольствие.

В результате их работы свет увидел альбом Tattooed Millionaire, который был записан в короткие сроки — два месяца. Позже Дикинсон утверждал, что если и искал отдушину от работы в Iron Maiden, то его первый сольный альбом всё-таки был исключением: «За исключением „Born in '58“, в том альбоме не было ничего особенно глубокого». Первая сольная пластинка, по словам самого музыканта, получилась очень удачной и разошлась полумиллионным тиражом, что во многом было обусловлено мировой известностью Iron Maiden. С другой стороны, успех Дикинсона в США способствовал успеху его основной группы за океаном, и в скором времени Iron Maiden подписали контракт с крупной американской компанией Sony.

После кратковременного отпуска Дикинсон вернулся в группу (вместе с ним в коллектив пришёл гитарист Яник Герс, который сменил ушедшего Адриана Смита), но чувство творческой неудовлетворённости у музыканта осталось. Спустя многие годы он вспоминал:

Когда я вернулся в Maiden, мы записали пару альбомов, и я почувствовал, что вне группы было что-то такое, чего мне недостаёт. Я не знал, чего именно, но легче от этого мне не становилось.

Дикинсона не устраивало качество материала, который он создавал в рамках Iron Maiden, а также тот факт, что Стив Харрис стал продюсировать альбомы коллектива, таким образом, всецело контролируя процесс записи и качество исходного материала. Воспользовавшись перерывом в гастрольном графике группы (Iron Maiden готовились к турне Real Live Tour, который на тот момент станет для них последним туром с Дикинсоном), Брюс отправился в Лос-Анджелес к продюсеру Кейту Олсену с намерением показать ему имеющиеся наработки.

В то время музыкант в сольном творчестве ориентировался на американский формат: Iron Maiden в силу своего несоответствия радиоформату не могли завоевать этот сегмент рынка, так что музыкант стремился заполнить эту нишу сольным творчеством. Как вспоминал продюсер Кейт Олсен, Дикинсон «хотел повернуться на 180 градусов от того, что он делал в Maiden», поэтому музыканты экспериментировали с программированием, электронными аранжировками и старались, всецело избежать присутствия металического звучания в записи.

Однако прежде чем запись альбома подошла к концу, музыкант вернулся к Iron Maiden, чтобы отыграть с ними запланированные концерты. Его последнее (на тот момент) выступление в составе группы состоялось 28 августа 1993 года. В финале выступления, которое сопровождалось участием иллюзиониста Саймона Дрейка, Дикинсон был помещён в средневековое орудие пыток («железную деву»), с помощью которой и был казнён ассистентами иллюзионистами. Смерть на сцене должна была символизировать конец эпохи Дикинсона в Iron Maiden.

Сольная карьера

После завершения турне музыкант вновь прибыл в Лос-Анджелес, где планировал продолжить работу с Кейтом Олсеном, результаты сотрудничества с которым впрочем, не приносили ему большого удовольствия. Поворотной для карьеры Дикинсона стала встреча с американским музыкантом Роем Рамирезом, более известным как Roy Z. Музыка, которую писал Рой для своей группы Tribe of Gypsies, настолько впечатлила вокалиста, что он отказался от сотрудничества с Олсеном и пригласил Рамиреза стать продюсером его новой работы:

i>Он поставил запись своей группы, The Tribe of Gypsies, я прослушал её и подумал: «Чёрт, зачем мне вообще всё это — возня с компьютерами, лос-анджелесская чушь?» Ну, а поскольку он очень хотел поработать совместно, я сказал: «ОК, давай это сделаем». Первоначально я намеревался написать три-четыре песни, тяжёлые вещи, и добавить их к пластинке, записанной Кейтом Олсеном. … Я вернулся к привычному для меня рок-н-роллу. Никаких следов Кейта Олсена. Менеджеры облегчённо вздохнули.

После выхода в свет альбома Balls to Picasso (1994) Рой Зи и Tribe of Gypsies продолжили совместную деятельность, а Дикинсон, вдохновлённый опытом успешной работы, продолжил поиск новых партнёров.

В 1994 году музыкант познакомился с молодым гитаристом Алексом Диксоном и предложил ему сотрудничество, главным образом с той целью, чтобы организовать концертную команду для гастрольного тура в поддержку Balls to Picasso. в состав коллектива также вошли бас-гитарист Крис Дэйл и барабанщик Алессандро Елена. С новой командой Дикинсон выступал на небольших европейских и американских площадках, стараясь всеми силами избежать ярлыка «бывшего вокалиста Iron Maiden». Британская часть турне включала выступление в клубе Marquee Club, которое было записано и издано как бонус-диск к альбому Alive in Studio A. Идея данной двойной пластинки заключалась в том, чтобы представить публике новую группу Дикинсона, на тот момент ещё не имевшую название, но позже получившую известность как Skunkworks. Позже Брюс признавался, что абсолютно не рассчитывал на коммерческий успех этой записи, однако объёмы продаж превзошли его ожидания. В конце того же 1994 года Дикинсон и его команда приняли предложение выступить в осаждённом Сараево для моральной поддержки союзнических войск.

На тот момент от этого предложения уже отказались такие известные рок-группы как Motorhead и Metallica. Как вспоминал, басист Крис Дэйл, это путешествие, общение с местными жителями и виды разрушенного города произвели на музыкантов неизгладимое впечатление. За всё время осады Сараево больше никто из западных музыкантов так и не отважился на концерт в эпицентре военных действий.

На протяжении 1994 — первой половины 1995 гг. Брюс и его команда исполняли песни из альбомов Tattooed Millionaire и Balls to Picasso, которые были записаны совершенно другим составом. Исходя из этого Дикинсон счёл необходимым записать текущим составом новый материал. В качестве продюсера для новой работы он пригласил Джека Эндино, известного своей работой с гранжевыми коллективами, такими как Mudhoney, Soundgarden и Nirvana.

Как вспоминал Эндино, Брюс настаивал на том, что в его группе все музыканты имеют равные права, хотя остальные участники Skunkworks понимали, что они работают с маститым рок-вокалистом, который вдвое старше их, и что последнее слово остаётся за ним. Альбом, получивший название Skunkworks, но изданный по настоянию менеджеров под именем Bruce Dickinson, носил гранжевый оттенок, что не только стало неприятным сюрпризом для слушателей (Брюса не приняли как поклонники гранжа, так и металисты), но и заставило крепко задуматься самого музыканта. Кроме того, серьёзные разногласия намечались в составе самой группы, поскольку музыкальные предпочтения Дикинсона и остальных участников сильно отличались и, как вспоминал Эндино, их работа напоминала создание подобия Франкенштейна с различных неоднородных кусков.

После выхода альбома группа отправилась в новый гастрольный тур. Как вспоминал Брюс, его злость достигла предела, когда Skunkworks стали ставить в турне с абсолютно неподходящими группами: «Мы ездили с Helloween, чёрт возьми! Ужасно неуместное сочетание!». Когда же подошла очередь к записи второго студийного альбома, Дикинсон пришёл к выводу, что Skunkworks исчерпали себя и единственно правильным решением было бы распустить группу.

Планируя записать свой последний альбом, Брюс вновь привлёк к сотрудничеству Роя Зи и, отказавшись от любых экспериментов, приступил к работе над новым хэви-металическим альбомом Accident of Birth. В записи альбома и последующем туре участвовал бывший гитарист Iron Maiden Адриан Смит. Accident of Birth имел большой успех, и Дикинсон продолжил работу в этом направлении при записи следующего альбома The Chemical Wedding, основанном на произведениях Уильяма Блейка. Ко времени выхода концертного альбома Scream for me Brazil отношения Брюса с Iron Maiden нормализовались, и вокалист вернулся в родную команду.

Возвращение в Iron Maiden. Продолжение сольной карьеры

Вместе с Адрианом Смитом Дикинсон воссоединился с Iron Maiden в 1999 году. В последующие годы Дикинсон остаётся участником группы: он принял участие в записи последних альбомов группы Dance of Death , A Matter of Life and Death и The Final Frontier, выступая при записи материала также как соавтор музыки и песен. С именем Дикинсона связан и происшедший с группой инцидент на Оззфесте в Сан-Бернандино, где Дикинсон проявил свои качества фронтмена.

В то же время Брюс продолжил заниматься и сольной карьерой, привлекая к ней своего друга Роя Зи. Ещё в самом начале воссоединения с Iron Maiden ими был выпущен концертный альбом Scream For Me Brazil. В 2001 году свет увидела компиляция лучших произведений сольной карьеры Дикинсона на двух дисках The Best of Bruce Dickinson. Летом 2005 года в продажу поступил альбом Tyranny of Souls, шестая сольная работа музыканта. Сочинение материала к этой пластинке Дикинсон проводил во время гастролей с Iron Maiden. Ориентируясь на несколько риффов, предложенных Роем Зи, вокалист писал тексты песен в комнатах отелей в свободное от выступлений время. Музыка и вокал были записаны в доме Роя Зи, в комнате, где стояла лишь одна кровать. Как объяснял Брюс в интервью журналу Classic Rock, он растянул мускулы, прыгнув со сцены, и испытывал сильную боль, поэтому был вынужден ложиться через каждые несколько минут. В то время как на создание The Chemical Wedding Брюса вдохновили алхимия и оккультизм, то песни с нового альбома объединяла тема авиации и научной фантастики.

Как итог сольной карьеры летом 2006 года музыкант выпустил сборник своей видеографии Anthology, который отражает все этапы его творчества вне Iron Maiden: Samson, сольный тур 1991 года, Skunkworks, завершающий этап сольной карьеры (Scream For Me Brazil), а также содержит все клипы. В 2011 году университет Queen Mary присвоил Брюсу Дикинсону почётную степень доктора наук в музыке.

Trinity

В декабре 2001 года во время лондонского выступления группы Halford вокалист Роб Хэлфорд, Брюс Дикинсон и Джефф Тэйт (вокалист Queensryche) вышли на сцену для совместного исполнения песни «The One You Love To Hate» (с диска Роба Resurrection 2000 года). Этот альянс породил массу слухов о грядущем совместном альбоме трех вокалистов под названием Three Tremors (по аналогии с известным классическим трио Доминго-Паваротти-Каррерас), примерной датой релиза называлось лето 2001 года. Продюсером альбома должен был выступить Рой Зи.

Однако эта идея так никогда и не была реализована, поскольку музыканты пришли к выводу, что крайне сложно написать композиции, в которых равноценно были бы представлены три разных голоса, подобная работа отняла бы много времени, а на тот момент все три вокалиста были заняты работой в своих основных группах. В настоящее время лишь результаты совместной фотосессии являются свидетельством былых серьёзных намерений.

Ниже собраны все проекты, в которых принимал участие Брюс Дикинсон.

SAMSON
1980' Head On [album]
1980' Vice Versa (edit)/Hammerhead [single]
1980' Hard Times (remix)/Angel With A Machine Gun [single]
1981' Shock Tactics [album]
1981' Riding With The Angels (edit)/Little Big Man [single]
1985' Biceps Of Steel [video]
1986' Head Tactics [reissue]
1986' Vice Versa (remix)/Losing My Grip (remix)
1989' Head On (with interview) [reisue]
1990' NWOBHM '79 Revisited [track: 'Vice Versa']
1990' Survivors [reissue]
1990' Live At Reading '81 [live]
1990' Metal Decade 80-80 Vol. 1 [track: 'Riding With The Angels']
1997' The BBC Sessions [album]
2000' Survivors [reissue]
2000' Shock Tactics [reissue]
2000' Head On [reissue]
2000' Live At Reading '81 [reissue]

XERO
1983' Oh Baby/Hold On/Lone Wolf [single]

ROCK AID ARMENIA
1990' The Earthquake Album [track: 'Smoke On The Water']
1990' Smoke On The Water 90/Paranoid [single]

Bruce Dickinson
1989' Bring Your Daughter To The Slaughter [single]
1989' Nightmare On Elm Street 5: The Dream Child [track: 'Bring Your Daughter To The Slaughter']
1990' Tattoed Millionaire [album]
1990' Tattoed Millionaire/Ballad Of Mutt [single]
1990' All The Young Dudes [single]
1990' Dive! Dive! Dive! [single]
1991' Born In 58 [single]
1992' Dive! Dive! Live! [video]
1994' Tears Of The Dragon [single]
1994' Shoot All The Clowns [single]
1994' Balls To Picasso [album]
1995' Sacred Cowboys [single]
1995' Alive In Studio A [live]
1996' Solar Confinement [single]
1997' Accident Of Birth [album]
1997' Accident Of Birth [single]
1997' Man Of Sorrows [single]
1997' Cmc Presents The Best Of Metal [track: 'Gods Of War']
1998' The Chemical Wedding [album]
1998' Killing Floor [single]
1999' HumanaryStew - A tribute to Alice Cooper [track: 'Black Widow']
1999' Scream for me Brazil [live]
2000' Resurrection - Rob Halford [track: 'The One You Love To Hate']
2001' The Best Of Bruce Dickinson [compilation]
2005' Tyrrany of Souls [album]
2006' Antology [video]

Bruce Dickinson with GODSPEED
1994' Nativity In Black - A Tribute To Black Sabbath [track: 'Sabbath Bloody Sabbath']

SKUNKWORKS
1996' Skunkworks [album]
1996' Inertia/Space Race
1996' Back From The Edge [single]
1996' Live [single]
1997' Live Video [video]

Mr. Bean & Snear Campaign
1997' I Wanna Be Elected/I Wanna Be Elected/The Manifesto [single]
1997' Bean - The Album [track: 'I Wanna Be Elected']

AYREON
2000' Universal Migrator [track: 'Into The Black Hole']