Rock in Rio
Когда Maiden выступали в качестве хэдлайнеров на громадном фестивале "Rock In Rio" 19 января 2001 года, группа играла перед 250000 фэнов, самой многочисленной толпой, для которой они когда-либо выступали. Фестиваль "Rock In Rio" настолько важное значение в жизни бразильской нации, что транслируется вживую по телевидению, и права на вещание были проданы во все страны Южной Америки. Если учесть дополнительные права азиатского ТВ, то, по оценке организаторов, около миллиарда телезрителей увидели хотя бы одно выступление из шести отдельных шоу, которые и составили третий фестиваль "Rock In Rio". Это много народу!
Maiden были хэдлайнерами в четвертый день фестиваля, который, в отличие от предыдущих недельных мероприятий, на этот раз был разделен на два уик-энда. Среди тех, кто играл перед Maiden в тот день, были вокалист Judas Priest и вообще - хэви-метал-легенда - Роб Халфорд, местные герои Sepultura и эклектичные рокеры Queens Of The Stone Age. Днем раньше выступление на фестивале включало мальчиковую группу NSync, редчайшее появление вживую обновленных Guns N' Roses, Papa Roach, поп-диву Бритни Спирс, а также представителей брит-рока Oasis. На следующий день после Maiden выступали Dave Matthews Band и Нил Янг, а закрывали фестиваль субботним вечером Red Hot Chili Peppers при поддержке Silverchair и Deftones.
Если бы Maiden искали место для грандиозного финального аккорда, чтобы закончить самое успешное турне группы в последние годы, "Rock In Rio" послужил бы идеальной площадкой. В отличие от других фестивалей, "Rock In Rio" не является ежегодным, и даже не проводится дважды в год - вам повезет, если вы увидите его раз за десять лет! Предыдущий, и всего лишь второй по счету, имел место более, чем десять лет назад, в 1991 году на стадионе "Маракана" с хэдлайнерами - оригинальным составом Guns N’ Roses. Выступая в день открытия на самом первом фестивале "Rock In Rio" в 1985 году в рамках турне “World Slavery tour” (в качестве специально приглашенных гостей для Queen, при невыносимой жаре), Maiden прекрасно знали, чего попросту можно ожидать от необузданной латиноамериканской толпы.
Не стоит и говорить, что предложение стать хэдлайнерами на "Rock In Rio" - большая редкость. И, как только осенью утвердилось выступление Maiden, сразу же появились планы увековечить это событие, записав живой альбом и DVD с самым первым "домашним" концертом Iron Maiden. Если кто и искал подходящую по размеру заявку на мировое наследие Iron Maiden в мировой культуре, пожалуй, ничто не могло превзойти шоу такого масштаба!
«Для меня "Rock In Rio" был возможностью показать, насколько хороша может быть эта группа» - говорит Брюс, закатывая глаза в воспоминаниях о шоу, - «Нам отчаянно хотелось сделать это, но уровень стресса был невероятно высоким. Это определенно одно из самых грандиозных выступлений в моей жизни по целому ряду причин. За целый день до шоу я заперся у себя в комнате и не выходил. Спускался только в спортзал. Я не развлекался и не загорал. Задернул занавески, жил, словно в пещере и размышлял о предстоящем концерте, как боксер перед поединком за звание чемпиона мира - именно это смахивает на выступление перед аудиторией такого масштаба. Когда же я, наконец, вышел на сцену, я просто сорвался с катушек!»
«Я помню, как меня взбудоражило, когда я взбежал по моему мостику и первое, что я увидел, было то, что все эти чертовы камеры пыли прикреплены к моей лесенке, по которой я обычно забираюсь. Мне это сразу не понравилось. Я подумал 'Пошло оно все на хрен!' - и в гневном порыве отцепил их и выбросил за кулисы. Операторы так и взбесились! Но это был маленький момент, свойственный моему темпераменту, и тебе придется периодически оставлять и не такое, в противном случае книга не будет по-настоящему правильной» - говорит Брюс, корча вредную гримасу.
«В тот вечер мы выплеснули невероятное количество энергии. Я ни разу в жизни не был так истощен, не физически - я просто устал, но это было не самое плохое. Это была эмоциональная и умственная усталость, было такое чувство, будто кто-то высосал костный мозг из моих костей, я так себя никогда не чувствовал. Я вспоминаю, как я сидел там ошарашенный в четыре утра. И вся группа точно также. Обычно после шоу мы идем, берем немного пивка и говорим: 'Да, отличный получился концерт', но в этот раз все сидели офигевшие, что не типично для нас. И с тех пор я никого таким больше не видел», смеется Брюс. – «Но какое фантастическое завершение турне!»
У Стива также яркие воспоминания о давлении, которое группа испытала, выходя на шоу, которое должно послужить основой для первого в истории Maiden DVD и третьего двойного живого альбома. «Мы все чувствовали, что сыграли хорошо. Мы просто обязаны были - давление публики было колоссальным: вживую по телевизору перед миллионами и съемки DVD в придачу, но мы обычно хорошо справляемся с прессингом» - с уверенностью говорит Стив. «Как правило, мы любим непосредственно видеть лица людей, но в тот раз это было невозможно. Я помню, подбежал к краю сцены, чтобы подобраться поближе к толпе, но мониторы сбоку не работали, и я ни черта не слышал. Это означало, что мне пришлось торчать строго на своем месте весь вечер» - вспоминает Стив с оттенком разочарования в голосе. Один только размер толпы внушал уважение участникам Iron Maiden. Но, как заметил Стив, в аналогичной ситуации они однажды играли при ярком дневном свете, и цифра не произвела такого эффекта.
«Они так много внимания уделяли размеру толпы, что нас провезли над народом в вертолете, чтобы показать нам, как выглядит четверть миллиона человек. Но - и это прозвучит странно - на самом деле сложно заметить разницу толпы в 100000 и 250000 человек - это чертовски много людей! И вечером прожекторы просто не в состоянии осветить их всех, остается просто поверить, что они там. В тот вечер публика была просто удивительной, что и сделало всю разницу».
Несмотря на то, что Яник уже был раньше в Рио с Iron Maiden, это был первый раз, когда гитарист играл на фестивале "Rock In Rio". В отличие от Стива, у Яника еще как сосало под ложечкой.
«Помню, как, поднимаясь, увидел Джимми Пейджа, стоящего на боковой сцене, и подумал: "Из всех мест, где он мог оказаться сегодня, он выбрал быть рядом со мной!», смеется он, притворно жалуясь, - «Мне кажется, каждый немного нервничает, делая такие важные шоу, довольно страшноватая задача. Там были все эти тысячи людей в столь странное время суток, по причине задержек из-за разных операторских команд для нашего DVD, телетрансляции и записи для нашего живого альбома. Такое чувство, что мы закончили к двум часам ночи или что-то около того. Каждый занервничает, окажись он выброшен перед всем этим оснащением, сознавая, что каждая ошибка будет увидена и услышана миллионами! Но фаны в тот вечер были просто великолепны. Тогда было так много музыкальных стилей, однако все были готовы слушать тебя, и это давало силы играть. Они - замечательные фаны".
«Пролетев над толпой таких размеров, я был потрясен», отмечает Нико, - «Когда я сидел за кулисами, я по-настоящему оценил всю величину людской массы. Мы были готовы к этому, я успокоился и сжал нервы в кулак, но в глубине души я продолжал думать: 'Боже! Здесь же четверть миллиона народу, кошмар!'»
Нико уверен, что попытка представить шоу группы в "Rock In Rio" как прекрасный способ отметить возвращение Брюса в строй, не в полной мере отражает то, насколько близко группа придвинулась к этой точке в действительности.
«Возможно, задумывалось снять концерт в качестве лучшего ознаменования возвращения Брюса, но для меня этот момент наступил двумя годами ранее, когда мы все собрались для рекламной фото-сессии дабы объявить это и для того, чтобы спланировать турне “Ed Hunter”. “Brave New World” был совершенно новой главой для Maiden, и мы все так считали, включая Брюса. Я вспоминаю, как Эдриан обернулся в одном месте в Рио и сказал мне, что у него такое чувство, будто все это время он был в отпуске. И мне стало приятно, когда услышал это, потому что это показалось мне путешествием, в котором мы давно пребывали, и которое, наконец, закончилось».
Побывав почти на всех концертах команды, даже "жесткий-как-сапог" менеджер Maiden Род Смолвуд был потрясен знаменательным выступлением в Рио. «Наилучшие концерты, когда группа чувствует вдохновение от момента, сердца людей, любовь толпы. Это чувство единства и согласия очень вдохновляет. И мне кажется, что когда есть много людей и все идет гладко, это может перерасти во что-то, чего не получится достичь на арене. В Донингтоне в 1988 году было 107000 человек, на фестивале "Rock Am Ring" в 2003 - около 75000, но в Рио было 250000 человек! Странное ощущение, когда толпа таких размеров превращается в единого зверя, когда аж до самого конца все руки подняты, все участвуют. Это почти религиозное чувство».