Восхождение на вершину (II)
"Люди часто спрашивают" - рассказывает художник, - "Был ли Эдди создан под впечатлением от музыки Мэйден, но я даже не слышал об IRON MAIDEN, когда рисовал первого Эдди. Хэви-метал никогда не цеплял меня по-настоящему. На самом деле, когда я рисую, вместо прослушивания чего-то вроде Мэйден я с куда большим удовольствием провожу время, слушая Бетховена, Стравинского или даже SPICE GIRLS. В то время, правда, я несколько увлекся панком, и на самом деле вот чем должен был быть Эдди - типом вроде безумного панка. Я был вдохновлен панковской идеей о потерянной молодежи, это поколение, которое было выброшено на помойку - без будущего и всего такого."
Сам Дерек тоже вполне мог оказаться на помойке - в 19 лет его выгнали из художественного колледжа в Ковентри. "Я никому не был нужен," - вспоминает он, - я был просто дерьмом для книжных обложек, в общем-то." Так что встреча с Мэйден была для него настоящим подарком судьбы. Впрочем, для Мэйден, судя по всему, тоже...
Идея перевоплощения оригинального Эдди - Эдди Головы (который уже три года украшал задник на каждом мэйденовском шоу) - в образ, созданный Риггсом, что называется, витала в воздухе. Как и прежде, в финале концерта из пасти Эдди валил дым, но сам монстр перестал быть просто маской и обрел привычный ныне облик. Но это было еще не все: вскоре менеджмент-директору EMI Руперту Пэрри пришла в голову мысль выпустить монстра на сцену, по достоинству оцененная и претворенная в жизнь Родом - роль Эдди играл поначалу именно он. "Однажды в Детройте какой-то парень из компании звукозаписи подошел ко мне, когда я был уже в маске, и спросил, не видел ли я Рода. Я так и прыснул!" - усмехается менеджер. После этого роль монстра стал играть кто-нибудь из тур-менеджеров. Впоследствии решили использовать ходули, и Эдди превратился в гиганта. "Думаю, впервые мы сделали это на туре "Number of The Beast", Эдди был сначала восьмифутовым, а потом дошло и до четырнадцати футов," - вспоминает автор идеи Дэйв Лайтс. С тех пор с каждым новым туром Эдди становился все более великим и ужасным.
Но это все в будущем. Тогда же, в начале восьмидесятого, группа делала лишь первые шаги на пути к настоящей известности. Одним из этих шагов стало их появление на сборнике "Metal for Muthas", где Мэйден засветились в компании с другими тогдашними звездами NWOBHM.
В то самое время, когда Брайан Шеперд впервые предложил Мэйден заключить контракт с EMI, другой представитель фирмы - Эшли Гудолл - также полагал, что NWOBHM уже может приносить неплохой доход; так и родилась мысль о записи сборника. Самое деятельное участие в проекте принял и Нил Кэй, в частности, он придумал название. В итоге Эшли с Нилом отобрали 9 групп. Мэйден были представлены на пластинке сразу двумя композициями - "Sanctuary" и "Wrathchild". И снова, как и в случае с "Top Of The Pops", группа отметилась по-мальчишески вызывающим поведением. Впрочем, это никогда им не мешало, скорее наоборот: "Мы были уверены, что нам не стоит делать этого, если мы не сможем сделать все по-своему," - говорит менеджер, "то есть мы настаивали на выделении нам как минимум двух суток для записи с Нилом Харрисоном из EMI, в подвальной студии на Манчестер Сквер. [Все происходило еще до начала записи дебютного альбома.] И мы потребовали, чтобы включили сразу 2 наши вещи, причем одна из них должна была быть первой на первой стороне."
Условия были приняты, и Мэйден менее чем за сутки сделали свое дело, причем после выхода пластинки критики писали, что Мэйден - единственная группа на сборнике, заслуживающая внимания. И это действительно так и было: SAMSON, ANGEL WITCH, SLEDGEHAMMER - вот и все, что хоть как-то могло пытаться соперничать со Стивом и компанией. Справедливости ради надо отметить, что ряд более достойных команд, в числе которых можно назвать SAXON, DEF LEPPARD, DIAMOND HEAD, TYGERS OF PAN TANG, просто не смог составить Мэйден конкуренции, поскольку все эти группы находились в сфере интересов других лейблов и были недоступны для EMI, так что пальма первенства досталась Мэйден без боя. Впрочем, лидерство Мэйден стало неоспоримым уже очень скоро. Оно было очевидным и во время тура "Metal For Muthas" в поддержку сборника, вышедшего 15 февраля; вместе с Мэйден участие в нем принимали PRAYING MANTIS, TYGERS OF PAN TANG, а также RAVEN; ну и неугомонный Нил Кэй в качестве диджея. Дэннис, впервые вышедший с Мэйден на сцену, утверждает, что был просто потрясен тем, как мэйденовские фэны принимали своих героев: "Я уже выступал перед тридцатью тысячами, когда RDB был на разогреве у STATUS QUO в Германии, и хотя мы и сыграли в нескольких довольно людных местах по ходу "Metal For Muthas", очевидно, что их просто нельзя было сравнивать с площадками, на которых выступали мы с Кво. Но атмосфера тура - это было невероятно, ни на что не похоже из пережитого мной! Мэйден вызывали у толпы прямо-таки истерику. Как только гас свет, все начинали издавать звуки, от которых кровь стыла в жилах, они были просто сумасшедшие! Музыкально это граничило с панком, как и трэш в нами дни, и публика была просто фанатичной... И каждый вечер Мэйден определенно были лучшими. Для меня и они, и остальные были хэви-метал, но каким-то образом фэны ощущали, что Мэйден отличались от других. Возможно потому, что риффы преобладали над аккордами. Но что бы это ни было, это было у них еще до моего прихода."
"Где бы мы ни были, нас отлично принимали," - вспоминает Дэйв, - "такое чувство, что эра панка клонилась к закату, был словно какой-то провал и все ждали чего-то, что должно было произойти. И это было здорово, потому что рок считался мертвым, ну вы знаете, а реальность состояла в том, что полно мальчишек приходило на концерты или создавало собственные группы." К сожалению, последнюю неделю этого тура, изначально запланированного на февраль, пришлось отменить, поскольку Стиву пришлось присутствовать в студии на окончательной доводке альбома. Впрочем, тур был успешно закончен в период с 1 по 10 апреля - как раз к выходу "Iron Maiden", увидевшего свет 14 апреля и поднявшегося до 4-го места в хит-параде. "Мы были в пабе, и тут прибежал кто-то из EMI и сказал, что мы с ходу попали на 4 место, мы все выскочили на улицу и принялись орать!" - делится впечатлениями Деннис. Что-ж, это было действительно незабываемое ощущение, тем более что по словам Стива верхом надежд была первая двадцатка. "Сначала я подумал, что кто-то сделал ошибку, нам казалось, что на самом деле это 40-е или в лучшем случае 14-е место." И лишь дважды проверив, счастливцы смогли наконец хоть немного прийти в себя. За месяц пребывания в чартах альбом успел разойтись более чем 60-тысячным тиражом и стал "серебряным". Неплохо для начала, не так ли?
Вскоре после выхода "Iron Maiden" концерты была продолжены. "Все началось с семи перенесенных дат в рамках "Metal For Muthas", в апреле," - вспоминает booking agent Джон Джексон. - "Поддерживали нас PRAYING MANTIS, Нил Кэй и на некоторых шоу TYGERS OF PAN TANG". Но к маю это был уже "собственный" тур IRON MAIDEN, и в итоге дополнительно было сыграно порядка 55 концертов. "Мы просто добавляли, добавляли и добавляли новые даты, пока были аншлаги," - продолжает Джон. "Аншлаг был даже в старом "Rainbow Theatre" в Фиснбери Парк [еще бы - затем была организованная EMI вечеринка в "Камере Ужаса" музея Мадам Тюссо с сотнями приглашенных ]; сейчас он закрыт, но тогда был одним из лучших мест в Лондоне. А в конце мы выступили еще и в "Marquee" пару раз." Что же касается собственно Британского тура с Мэйден в качестве хэдлайнеров в поддержку дебютного альбома (на разогреве снова были PRAYING MANTIS и Нил Кэй), то он начался 15 мая. Кульминацией его безусловно следует считать выступление на фестивале в Рединге 23 августа - тогда это было по-настоящему круто, времена Донингтона были еще впереди. Всего же в рамках этого тура было сыграно 45 концертов.
Ну, а в Рединге Мэйден были заявлены второй группой, то есть они выступили перед сорокатысячной аудиторией непосредственно перед UFO, сменив на сцене PAT TRAVERS BAND. Но именно Мэйден были провозглашены "Record Mirror" героями дня! "Играть в Рединге в качестве специальных гостей UFO - думаю, это воистину было чем-то таким, о чем я привык только мечтать," - вспоминает Стив. - "Кроме того, делать это, я не знаю... это было очень, очень волнующе, я это помню. Не потому что UFO были там, а потому что МЫ были. Мы были на другой площадке - там было две площадки, так что группы выступали на них по очереди - и нас приняли действительно здорово. Не так здорово как UFO, ну вы понимаете, но все равно это было грандиозно. Мы никогда раньше не выступали в Британии перед такой огромной толпой, однажды Дэйв Лайтс перевел прожекторы на людей, и они были везде, докуда можно было видеть. Играя в пабах, можно различить белки глаз каждого, и страшновато, когда не привык к такому." "После первой пары песен," - продолжает Дэннис, - "Когда Пол решил промочить горло, я собирался подойти к микрофону и сказать им, какой классной толпой они были. Но я помню, как там, в Рединге, я подошел к микрофону и... стал просить Дэйва Лайтса включить прожекторы, как мы обычно делали в конце шоу, во время того, как аудитория заявляла о себе. Но после трех песен я снова подошел к микрофону и воскликнул: "Освети-ка их, Дэйв, давай взглянем на них!" И он осветил всю эту толпу, и это просто снесло мою крышу... Я все еще храню фото, сделанное Россом Халфином из-за помоста с ударными в то самое время, как я это произносил... Это моя гордость и радость, эта фотография!"
Остается рассказать о том, что делали Мэйден в марте. Первоначально в их планы входила передышка перед первой битвой за Британию, но не тут-то было - группа была приглашена в качестве "специальных гостей" - то есть на разогрев - самими JUDAS PRIEST, которые как раз совершали тур по стране. 15 выступлений на лучших площадках, это было так потрясающе и неожиданно! "Это было еще и странно," - говорит Пол, "потому что я помнил, как ходил на них в Хэмми ["Hammersmith Odeon"] в их предыдущий тур. Если бы кто-нибудь сказал мне тогда, что в следующий раз я буду играть здесь вместе с Пристами, я бы просто послал его, понимаете?"
Но это была судьба, и пятнадцать шоу с 7 по 27 марта были с успехом отыграны. Внешне все было отлично, однако Мэйден ухитрились всерьез и надолго поссориться с JUDAS PRIEST. "Язык мой - враг мой" - именно такие мысли наверняка не раз приходили в голову Полу после того, как он накануне тура заявил в "Sounds", что Мэйден "will blow the bollocks off Priest". Ребята сообразили, что погорячились, купили пива и пошли к Пристам мириться, но не тут-то было - их гитарист K.K. выгнал Мэйден взашей, посчитав, что они снова замышляют какую-то пакость. Мир наступил лишь спустя много лет, а пока возмущенный разум Пристов кипел вовсю, тем более что они по-настоящему опасались того, что Мэйден примут лучше, чем их самих - в те годы такое случалось сплошь и рядом (к слову сказать, только JUDAS PRIEST и UFO и выдержали тогда напор подрастающего поколения, чего нельзя было сказать даже о таких титанах, как BLACK SABBATH или DEEP PURPLE). В итоге они даже порвали отношения с Джоном Джексоном из-за лояльного отношения последнего к Роду и Мэйден. Хотя на самом деле это пошло агенту только на пользу: не в последнюю очередь из-за этого покинув "Cowbell", Джон основал в 84-м собственное агенство, "Fair Warning" (представляющее ныне IRON MAIDEN, METALLICA, BLACK SABBATH, G N'R, MEGADETH, SLAYER, а из менее экстремальных исполнителей - BLUR и Sheryl Crow, равно как и еще пару сотен имен). Ситуация была действительно дурацкой - подчеркнуто натянутые отношения несмотря на то, что Мэйден и Прист вместе дважды проехались по Штатам в 81-м и 82-м!
Однако это было далеко не самым громким скандалом, имеющим отношение к группе. 16 мая вышел второй сингл группы, "Sanctuary" (сама композиция была перезаписана, и по мнению как музыкантов, так и фэнов сильно выиграла от этого). Сингл дошел до 29 места; естественно, радио-поддержки опять не было. Более того, из-за забастовки персонала BBC Мэйден не удалось принять участие в "Top Of The Pops". Но сингл приобрел огромную известность отнюдь не из-за своих музыкальных достоинств - на обложке Дерек изобразил в качестве жертвы Эдди зарезанную женщину с лицом Маргарет Тэтчер!