Iron Maiden: о чем поют пилоты, или 40 лет на сценеВ грядущую субботу в столичном СК «Олимпийский» с единственным концертом в России выступит группа Iron Maiden. Свое шоу британские музыканты покажут в рамках мирового тура The Book Of Souls World Tour. Журналист и промоутер Дмитрий И. Сараев узнал у гитариста Дэйва Мюррэя, чего ждать от легенд тяжелого метала, почему в Москве на этот раз не сядет знаменитый «мэйдоновский» Боинг-747 и полетит ли вокалист Брюс Дикинсон в космос на брендированной Iron Maiden ракете. — Дэйв, за 40 лет существования группы вы отыграли больше двух тысяч концертов по всему миру. Какие из выступлений вам запомнились больше всего? — Пожалуй, я бы назвал фестиваль «Монстры рока» в Донингтоне, Англия, в 1988 году. Там было около 115 тысяч человек. Ну а в 1999-м мы играли на фестивале «Рок ин Рио», так там было более 300 тысяч человек... Когда мы впервые приехали в Россию в 1993 году, то играли здесь целую неделю подряд! И это было действительно круто! Совсем другая атмосфера, совсем другая культура — все это было тогда в диковинку для нас. А вообще, пожалуй, мы бы могли выпустить многотомную энциклопедию, описывающую всю 40-летную концертную историю Iron Maiden (Смеется). — А как получилось, что вместе с возвращением в 1999 году в группу вокалиста Брюса Дикинсона, в составе команды стало аж три соло-гитариста? — Когда мы возвращали Брюса вместе с Эдрианом Смитом (гитарист IM в 1980—1990 годах и с 1999 года по настоящее время — прим. ред.) в группу, то, конечно, понимали, что Яник Герс (гитарист IM с 1990 года по настоящее время — прим. ред.), уже стал нашим братом, частью Iron Maiden. Он записал вместе с нами четыре студийных пластинки к тому времени. Знаешь, это решение пришло к нам само по себе. Три лидер-гитариста в составе одной метал-группы — просто здорово! Таким образом, мы еще и получили возможность сделать ощутимый шаг вперед, не останавливаться в нашем музыкальном развитии. А еще все мы в группе — и Эдриан, и Яник, и я — друзья, и это решение далось нам довольно легко, сняло с повестки множество деликатных вопросов. Я считаю, что состоявшийся в 1999 году нынешний состав Iron Maiden — самый чумовой за всю историю существования группы. — Последний альбом Iron Maiden The Book Of Souls 2015 года звучит наворочено и ближе по сути к прогрессив-року, чем к классическому металу. Так получилось потому, что в группе собрались сразу 3 соло-гитариста, и им нужно играть и раскрываться? — Ты знаешь, да, я согласен с таким мнением! Некоторые гитарные партии мы исполняем параллельно втроем, в других частях композиций играем гармонии, небольшие собственные музыкальные конфигурации. Наконец каждый из нас время от времени показывает свои маленькие секреты, исполняя соло или какие-то другие интересности. Ведь Iron Maiden играет тяжелый рок, и наше творчество не похоже, скажем, на Black Keys. Мы более классический, что ли, рок, метал-рок. В нашей музыке обязательно должна быть мелодия, а играем мы довольно быстро и энергично. Всеми доступными нам способами стараемся сохранить само понятие музыки в наших песнях. Мы не играем «кашу», у нас все четко! Стараемся создавать и играть интересные, да, иногда довольно сложные и продолжительные инструментальные фрагменты в наших пьесах. Почему? Пожалуй, потому что такую музыку просто интереснее слушать! (Смеется.) — Дэйв, а как тебе современная метал-сцена? Не кажется ли тебе, что мода на сильных вокалистов, именно певцов, а не только фронтменов прошла? Да и виртуозные гитарные соло нынче не в тренде. — Я никогда не воспринимал игру на гитаре, даже во время исполнения сложного соло, как некое состязание, схожее с соперничеством футбольных команд, теннисистов или... дрессированных дельфинов! (Смеется.) Группа — это единое целое. Что же касается новой или совсем уж современной музыки, то я ее практически не слушаю. Я больше люблю джаз, блюз и музыку 1930—40 годов прошлого столетия. Уважаю блюзовых гитаристов, таких как Би Би Кинг, Бадди Гай. Если честно, не слушаю тяжелую музыку вообще. Полагаю и даже уверен: в мире полно действительно талантливых молодых гитаристов. Поискать и посмотреть их можно на YouTube. А вообще музыка разных поколений — это все-таки больше субстанция для души, радости и эмоций. — У вас в группе есть свой собственный пилот. Не боишься летать, когда лайнером Ed Force One управляет Брюс Дикинсон? Как ты впервые оказался в одном самолете с Брюсом за штурвалом? — Нет, конечно, не боюсь! Я летал с Брюсом, когда он только начинал пилотировать. И тогда это был небольшой 6-местный самолетик «Сесна». Что сказать? Было круто! И Брюс вырос как летчик на наших глазах! Особо занятно было наблюдать его прогресс: от маленькой «Сесны» до «Боинга-757», на котором мы облетели весь мир во время туров 2008—2009 и 2010—2011 годов. Да-а-а... Я и подумать тогда не мог, сидя рядом с Брюсом в «этажерке», рассчитанной всего-то на каких-то шесть человек, что вскоре он станет управлять лайнером с тоннами оборудования и кучей народа на борту. Безусловно, все это своего рода приключение. И эти приключения продолжаются, ведь мы опять в туре, и вновь на своем собственном лайнере, которым управлял наш вокалист! — В этом туре у вас другой самолет из парка авиакомпании Ed Force One. И это «Боинг-747—400»! Как проходят ваши будни путешественников внутри этого спецборта? — Да, в этом туре с нами был огромный брендированный лайнер. И все мы на борту, будь то «Боинга-757» или «Боинга-747—400», чувствуем себя, как одно единое целое — музыканты, техники, вся наша команда, пилоты, стюарды, друзья и близкие. Кстати, во время туровых перелетов внутри нашего самолета довольно тихо и спокойно. И если кто-то думает, что на борту, на котором летит делегация знаменитой рок-группы, все время идет пир горой, то это ошибка. Всякое, конечно, бывает, но, по сути, изнутри наш борт не очень отличается от обычного рейса коммерческой авиакомпании. Ведь для того чтобы отрулить большое шоу, всем нужен хороший релакс. Так что обычно во время полета мы все сидим по своим местам: отдыхаем, читаем книги, смотрим фильмы... К сожалению, буквально несколько дней тому назад, 16 июня, в шведском Гетеборге нам пришлось расстаться с нашим бортом Ed Force One, так как передвигаться по Европе на такой махине просто нерентабельно. А так, за первые 5 месяцев текущего тура мы посетили на этом самолете 45 стран, 6 континентов, покрыв по воздуху в общей сложности более 123 тысяч километров. — Выходит, русский YouTube не украсят видео прибытия в Москву пилотируемого капитаном Дикинсоном красавца? А не пострадают ли из-за этого качество и масштаб шоу? — Не переживай! Несмотря на то что мы прилетим в Москву не собственным рейсом Ed Force One, шоу в вашей столице ничем не будет уступать другим городам и странам. Если не ошибаюсь, с нами прибудет не менее 20 тонн оборудования, очень большой продакшн — звук, свет, всевозможные эффекты, видеоэкраны и, конечно же, не обойдется и без огромного старины Эдди на сцене! Это действительно будет шоу XXI века! — Дэвид, а может, вам как-нибудь сделать сюрприз своему вокалисту-летчику и отправить его в... космос на российской ракете «Союз», брендированной, как и ваши туровые самолеты, логотипом Iron Maiden и мемом Эдди? Я земляк большинства российских космонавтов и мог бы составить вам протекцию... — О, круто! Вообще ты практически попал в точку, так как я люблю астрономию. Я читал где-то, что место космического туриста в вашем «Союзе» стоит 20 миллионов долларов — сильно, да! А вот идея брендировать ракету и корабль «Союз» именем Iron Maiden мне очень понравилась (Смеется). Может, русские смогут сделать скидку на полет Брюса в космос за лого Iron Maiden и изображение Эдди на ракете? — Вряд ли, ведь брендирование ракеты «Союз» весьма дорогая реклама. Но я замолвлю за вас словечко в Звездном городке и «Роскосмосе»! — Отлично! Тогда мне надо посоветоваться с Брюсом и Стивом! (Смеется). — Спасибо за интересную беседу, в конце которой хотелось бы вернуться к музыке. Понятно, что с технологической точки зрения шоу будет на высоте. А какие сюрпризы ждут зрителей в плане московского сет-листа? — Всех секретов раскрывать не буду — приходи, все сам увидишь и услышишь! Скажу лишь, что в программу входит как немалая доля нового материала, так и классика Iron Maiden. А, вот еще что. Иногда с нами в качестве разогрева работает коллектив Wild Lies, басистом которого является сын Эдриана Дилан Смит. А 25 июня в Москве наше шоу предварит группа The Raven Age. Ребята играют современный мелодичный метал-рок, а гитаристом в ней служит сын Стива Джордж Харрис. |