Джастин Куирк присоединяется к турне IRON MAIDEN для проведения собственного «независимого расследования».
До конца шоу, происходящего в Сиэтле, в огромном ангаре Американской Резервации перед 14 000 зрителей оставалось всего пару песен. Мимолётные признаки хоть какой-либо жизни вокруг – казино да гигантские фейерверки.
Эта, заключительная фаза концерта была отмечена выходом седьмого участника группы IRON MAIDEN. Я с радостью выкрикиваю в толпу его имя, он, слыша это, смотрит на меня, размахивая чудовищными тряпками в руках. Он машет руками, я отчаянно стараюсь обратить его внимание на себя. Однако тут я замечаю ужасное - зеленые черви, которые кишат в его зверской пасти. Не особо-то он и здорово выглядит сегодня. Вокруг меня не замолкают крики. Он беспрестанно вертит головой и брызжет огненными струями из своих глаз. Становится окончательно ясно, кто является главной звездой в этом концертном туре: Eddie The Head -самый живучий талисман.
Я прекрасно знал о нём, ещё до знакомства с самой группой. Они, наверное, единственная хэви-группа, отправляющаяся в такие мировые турне. Я знал о них исключительно по плакатам, майкам с их изображением и звукозаписям. Мнение о том, что они проповедуют зло – довольно спорное. Прежде чем купить пластинку с их звукозаписью, я наслушался много таких разговоров. В то время, когда большинство подобных им групп выглядели так, словно они приличные девушки, Мейдены казались просто дьяволами на сцене, появившимися с целью раз и навсегда уничтожить поп-музыку.
Я нахожусь сейчас у пульта звукотехника, расположившимся прямо в Колизее Ванкувера; в данный момент звучит речь Уинстона Черчилля –«Мы будем сражаться с на пляжах…» звучит вокруг на огромной громкости, она означает начало Мейденовского авиа эпика о Второй Мировой Войне, Aces High. «Когда я был маленьким, я жутко пугался этой группы» признается их Канадский пресс-агент. Игнорируемые радиостанциями, основной прессой и невосприимчивые к капризам моды, группа - под руководством вокалиста Брюса Дикинсона и басиста, Сива Харриса - изобретала свою удивительную индивидуальность; зловещие; грозные чужаки и в тоже время феноменально всемирно знаменитые начиная с первых песен 70х годов. «Я не думаю, что люди поймут это, до тех пор, пока не увидят шоу» поясняет менеджер Роб Смоллвуд. «Мы едем в Южную Америку, Индию куда угодно…это как религия».
Это долгожданное турне, захватившее северо-запад Америки и Канаду, для очень многих поклонников желанно, ведь оно посвящено воссозданию концертного альбома Live After Death 1985 года. Составленный из пятёрки самых первых альбомов 80-х годов сет лист, яркий пример, который наглядно показывает развитие группы от агрессивной лондонской компании до собирающей тысячи фанатов мировой хэви-метал команды. «Я действительно не обеспокоен тем, что это выглядит, словно ностальгия по прошлому», делится впечатлениями Харрис прямо за кулисами.
Харрис – действительно гениальный человек, он - постоянная движущая сила группы, и в идеологическом плане, и в плане извлечения фирменного звука. Ведь он не побоялся потратить целых четыре года на перемену состава группы, прежде чем вышел в свет их первый сингл 80-го года Running Free. Он беспощадно отбирал настоящего претендента, в то время как его «галопирующая» манера игры на бас гитаре стала в буквальном смысле торговой маркой Мейденов. «Мы едем с гастролями в те места, куда до этого мы никогда не приезжали, для большей части этих людей мы играем вещи в первый раз. И здесь присутствует очень много молодых ребят». Их мировое турне уже останавливалось в Индии и Дубае. Более половины наших фанатов, ещё даже не родились, когда в 1984 году вышел их знаменитый альбом Powerslave.
Учитывая статистику именно этого турне, можно с уверенностью сказать, что оно исключительно. В течение полугода группу увидят около 1,5 миллиона поклонников. Из них: 42 000 человек - в Сан Пауло, 48 000 - в Мехико, 50 000 - в Боготе и два шоу по 14 000 человек - в Австралии, билеты на которые были раскуплены за 30 минут, а 125 000 билетов на концерты в Швеции и Финляндии были раскуплены всего за два часа, это нечто! При этом группа перевозит с собой от концерта к концерту около 12 тонн аппаратуры и технический персонал в количестве 50 человек в их собственном Боинге- 757, который пилотирует Брюс Дикинсон.
Сцена выполнена в виде большого Египетского храма. Повсюду мумии со светящимися глазницами. Всё это дополнено статуями египетского бога Анубиса, нагоняющим страх огнедышащим Вельзевулом, прекрасным золотым сфинксом и массой пиротехники. Но это не самые главные условия для хорошего концерта, есть нечто большее, объединяющее публику и группу. «Это намного больше, чем просто музыка» говорит Брюс Дикинсон, «Это наша независимость от прихоти моды и реалити ТВ. Мы - то, что принадлежит зрителям, и они создали нас. Мы не существуем без наших поклонников». Потом, немного позже Харрис сравнит это особое отношение «с футбольной публикой, когда все находятся на одной трибуне».
Поверьте, Харрис и Дикинсон вовсе не похожи на сложившиеся в представлении большинства поклонников стереотипы старых закоренелых рокеров. Никаких спекуляций на прошлой популярности, это к ним не относится. Приятно, что их не надо мучительно жалеть, разочаровываясь в собственных кумирах. Басист сосредоточенно и спокойно повествует о чудесном влиянии музыки Jethro Tull на него и о том, как он пытался миксовать элементы средневековых мелодий с Английской церковной музыкой в песнях Iron Maiden.
Генератор идей – вокалист, меняющий свое направление от Гностицизма и Египтологии, до своих нынешних опытов в качестве сценариста (Chemical Wedding). Это выдающийся человек. Можно сказать, что его голос напоминает сирену воздушной тревоги, смешанную с театральными басовыми нотками. Он способен на то, чтобы сжимать огромные по объёму арены до размеров маленьких театральных подмостков.
«На самом деле это основано, на старой школе поведения ведущего, на сцене» говорит он. «Визуальный контакт и работа в движении на необычайно огромном расстоянии и нет другого метода, который может повторить это».
Незабываемый театральный аспект придаёт выступлениям именно этот драматургический ход. Они с лёгкостью добиваются своего: в воздухе висит запах грима и очарование актёрской игры на сцене. «Я всегда любил эксцентричность и театральность» заявляет Дикинсон «И я, конечно же, не воспринимал это все всерьез, но потом я увидел Артура Брауна игравшего в нашей школе, тогда мне было 15 лет. «Засматриваясь на игру Дикинсона, становится абсолютно непонятно, как же директор школы мог пригласить Брауна в черном цилиндре. Дикинсон разгуливает на сцене в шикарной маске Анубиса из перьев, он сгорблен в образе Древнего Моряка. Или ещё того веселее – размахивает огромным рваным напрочь флагом. В этом замечается типичное влияние варьете.
«Все это - не театр, это гораздо больше - театральность. В театре у тебя есть сценарии, и твоя персона является малой частью всего этого. В рок-н-ролле же ты сам являешься сценарием». Во всё этом, прослеживается даже нечто общее с QUEEN в их самые лучшие годы. Iron Maiden также удаётся, оставаясь на пике популярности, в то же время быть неподражаемой и ни на кого не похожей группой.
Когда эта театральность действа становится понятна, понимаешь и значительную роль Эдди во всём этом шоу. Ему пришлось в разные театральные моменты убивать Маргарет Тэтчер, управлять самим Дьяволом, быть заключённым в доме для умалишенных, убивать Икара из огнемёта, представлять собой Сфинкса, символично разрушать пирамиды, совершать атакующие налёты на ненастоящем бомбардировщике, отчаянно бежать в атаку из окопов.
Как сказал бы здесь, наверное, Алан Партридж: «Зомби, по своей истинной натуре, очень противоречивы». Iron Maiden во время концерта ведут себя как истинные звёзды. Эдди с удовольствием участвует во всех этих гигантских декорациях, рассекая по сцене в невообразимых фантастических облачениях. Под конец этого фееричного шоу он выходит на сцену в образе замотанного в рваные тряпки трупа, с вываливающимися из пасти, зеленоватыми, змееподобными существами.
Где-то за четыре часа до того, как начался концерт, я прогуливался по ещё пустому стадиону и, остановившись у сцены, вдруг увидел Эдди. Он стоял совсем один между барабанными стойками и авиа-контейнерами. Я понял, как важен этот персонаж для группы. Такой нелепый, абсолютно британский, безумно известный и способный сыграть массу непохожих друг на друга ролей.
Считается, что зомби принадлежит своему хозяину до тех пор, пока тот не позволит ему вернуться назад, в могилу. Так вот последние шоу явно говорят о том, что группа ещё не скоро отпустит Эдди. Ему предстоит ещё много выступлений.