Эдди (IV)
«Куда бы мы ни приезжали, нас везде принимали очень здорово», – говорит Дейв Мюррей. «Были такие, кто специально ждал, когда турне прибудет к ним. Казалось, что панковский подъем близится к закату, и образовалась некая ниша, поэтому все ждали, что же будет дальше. И это было здорово, потому считалось, что рок уже умер. Но в реальности оказалось, что были целые полчища юнцов, которые ходили на концерты или организовывали свои собственные группы. Все помнят нас и Samson, Angel Witch и Def Leppard, но я считал, что было хорошо, что также существовали такие команды, как и Toad The Wet Sprocket. Я совершенно не помню, что они там играли, но я всегда буду помнить о них благодаря великолепному названию. У меня до сих пор поднимается настроение, когда я вспоминаю о них».
Приступ икоты начался, когда пришлось отменить несколько концертов в последнюю неделю по причине того, что выяснилось, что Стиву Харрису понадобится время, дабы вернуться в Morgan Studios для окончательного микширования первого альбома Maiden. Но, как объясняет их импресарио Джон Джексон: «На самом деле так получилось даже лучше для них, в конце концов. Изначально турне “Metal For Muthas” должно было продлиться около трех недель. Затем, когда Maiden вынуждены были покинуть тур для окончания альбома, мы решили подстроиться под них, перепланировав отмененные летние даты. Однако после того как альбом превратился в хит и спрос на билеты все возрастал, нам приходилось добавлять все новые и новые даты. Он начался как дополнительный тур “Metal For Muthas” в апреле. С нами были Praying Mantis, Нил Кей и на нескольких шоу Tygers Of Pan Tang. Но к маю Maiden стали хэдлайнерами своего собственного турне, выступая местами в качестве поддержки Judas Priest, и закончив серию из более чем 55 выступлений по Британии в том году. Мы все добавляли и добавляли концерты по мере того, как раскупались предыдущие. Мы даже распродали все билеты в старый Rainbow Theatre в Финсбери Парк, который сегодня уже закрыт, однако в те времена был одной из крупнейших площадок в Лондоне. Затем мы распродали пару вечеров в клубе Marquee. Мы устраивали аншлаги, куда бы ни приезжали».
Покончив теперь с записью альбома и передав его EMI для релиза, Maiden добились наибольшего прорыва в марте, когда им удалось выступить в качестве «специальных гостей» (читай — «на разогреве») на британской части мирового турне Judas Priest. 15 выступлений в концертных залах, в которых они мечтали сыграть, будучи еще мальчишками, когда им приходилось томиться в очередях за билетами в Hammersmith Odeon на Priest, в котором им предстояло дебютировать 15 марта.
«Представляешь, я не мог поверить нашему счастью!» – восклицает Пол ДиАнно. «Это было просто немыслимо, так как я прекрасно помнил, как сам ходил послушать их в старый «Хамми-одеон» во время предыдущего турне. Если бы мне кто-нибудь сказал тогда, что в следующий раз, когда Priest будут здесь, я буду вместе с ними, я бы сказал, сто он просто спятил».
Между тем, музыканты Judas Priest затаили большую обиду, после того, как Пол ДиАнно, отвечая накануне турне на вопросы Гарри Бушелла (Garry Bushell) из “Sounds”, сказал, что Maiden «дадут Пристам просраться». Осознав угрозу того, что новое порождение NWOBHM могло пошатнуть их собственный статус звезд на небосклоне местного хард-рока, наглое хвастовство Пола заставило лагерь Priest занять оборонительные позиции. Годами они добивались признания в тени самых выдающихся рок-голиафов семидесятых, таких как Led Zeppelin и Black Sabbath. Теперь же, в 1980 году, когда и Zeppelin, и Sabbath в след за Deep Purple пополнили строй пенсионеров, а такие их альбомы как концертный двойник “Unleashed In The East” (1979) и новый студийный “British Steel” (включавшего хит-сингл ‘Living After Midnight‘) имели большой успех, Priest, наконец, стали доминировать. Единственными уцелевшими коллегами по цеху из семидесятых, которые могли хоть как-то оспорить их положение на вершине успеха в 1980, были UFO. Но даже они вынуждены были отступить после ухода из группы светловолосого вундеркинда-гитариста Михаэля Шенкера. Однако ни с того, ни с сего появились Iron Maiden и NWOBHM…
Не подозревая о подвохе, переполняясь радостью от одной только перспективы гастролей по стране с группой, которой они сами восхищались задолго до того, как стали профессионалами, Maiden собрались встретиться с парнями из Priest на их репетиционной базе в Виллесдене за несколько дней до 7 марта, когда должен был начаться тур. Накупив пива и пребывая в предгастрольном дружелюбном расположении духа, участники Maiden поверглись в уныние, когда обнаружили гитариста Priest КК Даунинга (KK Downing) в молчаливом настроении. Недовольный, как он считал, вызывающим поведением Maiden, рассерженный гитарист менее чем через пять минут бесцеремонно выставил их за дверь. «Я тогда подумал, что они просто издеваются», – признался КК вашему покорному слуге годами позже. «Они просто были малышней, и не могли иначе. Но знаете, теперь мы все хорошие друзья».
«В те времена», – рассказывает Джон Джексон, «ты должен был быть способным вырвать для группы очередное турне, особенно если это рок-группа, потому что очень многое зависит от того, как она выглядит живьем. И за эти годы можно привести несколько классических примеров — когда Lynyrd Skynyrd играли на разогреве у Golden Earring в наполовину заполненном Rainbow в 1974, затем вернулись сюда же через несколько месяцев со своим шоу и полностью заполнили зал. Или когда Little Feat разогревали The Doobie Brothers и все билеты были полностью распроданы. Мода на металл набирала обороты, а Maiden воспринимались как передовая группа этого направления. Все старые группы уже выглядывали у них из-за плеча, недоумевая, что за чертовщина происходит. Происходила смена авангарда. Я знал, что Maiden прекрасно удастся отыграть турне, как, собственно и вышло на самом деле. Абсолютно. Полностью. И с тех пор они явно заставили Priest чувствовать себя неспокойно».
По-видимому, так оно и было, учитывая, что Priest позже уволили Джексона за то, что тот сотрудничал с Родом и Maiden. «Этим они оказали мне большую услугу», – замечает теперь Джон не без основания, «потому что это подвигло меня на то, чтобы уйти из “Cowbell” и открыть свое собственное агентство “Fair Warning” в 1984 году. И, конечно же, моими первыми крупными клиентами были Iron Maiden». (Стоит ли говорить, что сегодня “Fair Warning” является одним из самых крупных в мире агентств, представляя более чем 200 артистов, таких как Maiden, Metallica, Black Sabbath, Guns N' Roses, Megadeth и Slayer, наряду с более спокойными исполнителями как Blur, Wet Wet Wet и Шерил Кроу, а также многими другими).
Priest все же не были довольны сложившейся ситуацией, если верить Стиву Харрису. «Они специально все нам усложняли», – говорит он. «Их звукач, Найджел, постоянно устраивал пакости. Это чертовски раздражало, но это только заставляло нас сильнее сконцентрироваться на достижении цели».
Род Смолвуд рассказывает подробнее: «Я занимался подписанием их контракта с агентством “MAM” в 1972 году. Но вскоре я ушел оттуда, впрочем, как и они. Maiden были их большими поклонниками, поэтому мы с радостью ожидали тура. К сожалению, Гарри Бушелл (ныне работает в “Sounds”) во всей своей неподражаемой провокационной манере подначил Пола сделать тот самый судьбоносный комментарий о том, что они «дадут Пристам просраться». Вскоре мы узнали, что те просто офигели от такой наглости, и, понятно, почему. Я позвонил их менеджеру, Джиму Доусону (Jim Dawson), и спросил, будет ли это нормальным, если мы возьмем немного пива и придем с Maiden к ним на репетицию. Он согласился, и мы приехали в Виллесден, где они делали сведение. К сожалению, менеджер так и не предупредил группу, и они, в свою очередь, расценили это как высшую степень невежества и высокомерия и нас тут же попросили удалиться.
Короче говоря, можно сказать, начало тура было непростым. Это породило некоторые проблемы, но на самом деле только раззадорило Maiden. В результате мы имели испорченные отношения между группами на долгие годы, хотя еще дважды колесили с ними по американским аренам вместе, в 1981 и 1982 годах! Печально, что две такие великие британские группы, которые, несмотря на разницу в возрасте, на самом деле должны были дружить, стали вести себя как болваны из-за серии каких-то недоразумений. Оглядываясь назад, можно сказать, что совместные с Priest гастроли дома и в Штатах были весьма успешными для нас, и оказали огромное влияние на развитие ранних Maiden. Спасибо им за это. Теперь же между нами нет никаких проблем».
Последнее совместное выступление Maiden и Priest провели в Birmingham Odeon 27 марта. С 1 по 10 апреля они отыграли семь последних концертов “Metal For Muthas” вместе с Praying Mantis, Нилом Кеем и Tygers Of Pan Tang. А 11 апреля, на следующий день после последнего шоу в Central Hall в Гримсби, EMI выпускает альбом Iron Maiden на продажу в национальных музыкальных магазинах. А еще неделю спустя, он уже был в чартах, да еще на четвертом месте! «Я был полностью шокирован, когда альбом попал в чарты», – говорит Деннис Стрэттон. «Мы сидели в пабе, и зашел кто-то из EMI и сказал: ‘Вы прыгнули прямо на четвертую строчку’, и мы тут же выбежали на улицу и стали орать, как умалишенные! Мы приехали назад в рекорд-компанию, люди вылезали из окон EMI на Манчестер Сквере и кричали: ‘Вы на четвертом месте!’ Это было и на самом деле, и как будто во сне, если понимаете, о чем я. Это словно выиграть в Национальной Лотерее, только здесь вам сразу не выдают чек на всю сумму. У нас, конечно было много поклонников, и нам говорили о том, что уже есть предварительные заказы на альбом, что позволит ему, вероятно, пробиться в чарт, но мы не могли и предположить, что он пробьется так высоко! Думаю, что никто не предполагал. Ну, а когда он спустился вниз через неделю, мы, конечно же, были разочарованы. Забавно то, как твои ожидания могут так сильно меняться за столь кратковременный срок. Неделей раньше нам страшно было подумать даже о том уровне, на который он потом спустился, где-то на 17 место, или что-то в этом роде».
Через неделю альбом свалился на дно чартов, и продержался еще месяц, прежде чем окончательно исчез из поля зрения, успев распродаться более чем 60000 копий. Этого было достаточно, чтобы получить серебряный статус. «Мы не ожидали, что он взлетит так высоко», – соглашается Стив. «Мы знали, что он попадет в тридцатку, даже двадцатку, благодаря так называемым предварительным продажам. Мы немного повыступали и заработали довольно сильную поддержку. То есть, она не была такой массивной, это был все еще андеграунд, но благодаря этому мы были уверены, что альбом пойдет хорошо. Но четвертое место! Типа того: ‘Ё-мое! Чего?’ Я сразу подумал, что кто-то ошибся. Мы решили, что, может это 40 место, или 14 в лучшем случае. Я заставил их вернуться и проверить дважды, и даже после этого я все еще не мог поверить».
По-прежнему трепетно обожаемый многими поклонниками первого поколения, почитаемый ими как самый лучший альбом за всю историю группы, “Iron Maiden” собрал в себе восемь классических творений Maiden. Пять из них Стив написал в одиночестве ('Prowler', 'Phantom Of The Opera', 'Transylvania', 'Strange World' и 'Iron Maiden'), две в соавторстве с Полом ('Remember Tomorrow' и 'Running Free') и одну написал Дейви — 'Charlotte The Harlot', которая «была основана на реальных событиях». Почти на сто процентов точное повторение их тогдашнего концертного сета, все девять номеров были тщательно отработаны в бесконечной череде выступлений, которые Maiden отработали за двенадцать месяцев. И они ясно отражают то, какими невообразимо мощными и искрометными были те концерты, несмотря на беззубое и неуправляемое продюсирование, “Iron Maiden” по-прежнему вырывается на свободу из динамиков, словно стадо бешеных слонов, даже когда слушаешь его сейчас, через двадцать лет.
«Мы играли большинство из тех песен годами, в той или иной форме, и это нас спасло, потому что нам не приходилось торчать в студии», – говорит Стив. «Мы просто попытались перенести наш живой звук на пленку. Из-за того, что продюсирование было слабым, мы не получили того, что хотели. Когда слушаешь записи некоторых выступлений тех лет, понимаешь, что альбом с ними и рядом не стоял. Не поймите меня неправильно, я очень, очень горжусь первым альбомом. И я думаю, мы записали его так хорошо, как только смогли. И, в конце концов, вещи с него навсегда запомнятся фэнам так, как они звучат на альбоме. Поэтому я не ругаю его. И еще, это был наш первый альбом, не так ли? Так что, конечно, он самый особенный».
Несмотря на то, что по качеству продюсирования оставалось много вопросов, группе каким-то невероятным образом удалось превзойти все сиюминутные окружающие их трудности. Они были готовы к ним, отыграв в бесчисленных пабах, где их музыка стала отточенным и тщательно проработанным материалом. Вокал Пола ДиАнно был бесподобным на протяжении всей записи, скрипучим, но контролируемым. Агрессия в забойных боевиках 'Prowler' и 'Running Free' скорее, выдавлена, нежели выплеснута. Эмоции продемонстрированы на удивление нежно в более красноречивых моментах, как в 'Remember Tomorrow' или в прелестной вставке в середине трясущейся а-ля Led Zeppelin 'Charlotte The Harlot'. Даже там, где он сам не сочинял стихи, чувствуется, что Пол произносит каждое слово от своего имени.
«Это был, без сомнения, лучший альбом, который я записал с Maiden», – отмечает певец сегодня. «Лично я не думаю, что следующий был заплаткой на него. Народ постоянно говорит о продюсировании. Я не обращаю на это внимания. Все, что я слышу, это то, как играет группа, как я пою, и как это классные песни».
Рецензируя альбом в “Sounds”, Джофф Бартон писал: «Хэви-метал в 80-х — это ослепительная скорость, свирепая жестокость, делающие в сравнении с ними большинство пластмассовых хэви-рок треков 60-х и 70-х звучащими лениво и похоронно. Что это? Гибрид безопасной булавки и смирительной рубашки? В большинстве случаев, да!» Малкольм Доум был более щедрым на похвалы в своей пятизвездочной рецензии в “Record Mirror”. «Они оправдали все надежды, которые ты на них возлагал», – говорит он сегодня. «Для меня он обозначил начало 80-х, в условиях, в которых тогда развивалась музыка, и я полагаю, это вообще одна из лучших вещей, которые они сделали. Фактически этот, и следующий альбом, “Killers”, по-прежнему являются моими двумя любимыми альбомами Maiden за всю историю, а у меня есть они все».
И, конечно же, на обложке во всем цвете красовался новый друг Maiden — Эдди. Гарри Бушелл любил поразвлечься над несведущими слушателями, рассказывая, что прототипом изображения Эдди на обложке первого альбома Iron Maiden была фотография Нила Кея, только Эдди, хоть в это трудно поверить, выглядел гораздо, гораздо хуже. Он был похож на труп, который только что вернули к жизни сильнейшим ударом дьявольской молнии (возможно, рифф из 'Phantom Of The Opera'?). Бывший редактор “Metal Hammer” Джерри Юинг (Jerry Ewing), ныне независимый автор и внештатный рок-цензор журнала “Vox”, вспоминает, как он «ехал домой на автобусе после того, как купил этот альбом и просто пялился на это… существо… на обложке. Ты определенно не воспринимал его в серьез. И мне это нравилось. Так много рок-групп до сих пор настолько помпезных в отношении своих обложек! Все эти сюрреалистические картинки и «тяжелая» символика. Maiden не были такими. У них было несколько сильных тяжелых песен, которые, скорее всего, несли некий смысл, но в основном, там витал какой-то дух, почти как у панк-группы. Они просто перескочили через тебя и даже не обернулись. И я считал, что это круто. Тогда я был еще пацаном, и я помню, как я смотрел на Judas Priest и Nazareth в “Top Of The Pops” и думал: ‘Какое дерьмо! Просто сборище старых скучных пердунов!’ Но Maiden были новыми, большими, интригующими, и они были предводителями нового движения, или, по крайней мере, все постоянно так говорили. И было такое чувство, что они вырастут до невообразимых размеров. Люди говорят о продюсировании либо отсутствии продюсирования на альбоме, но когда я мальчишкой купил первый альбом Iron Maiden, я даже и близко не думал об этом. Я просто проигрывал ее и думал: ‘Да! Как же это чертовски круто!’».