Блэйз Бэйли (V)
«Мы не хотели ничего записывать до тех пор, как у нас не появится новый вокалист», объясняет Стив. «Мы знали, что важно, несмотря на то, кто будет вокалистом, чтобы он принимал участие в процессе сочинения. Блэйз сказал нам: «В каком направлении вы хотите двигаться?» Мы рассмеялись. Мы объяснили ему, что не выбираем направлений, а просто пишем лучшие песни из того, что можем. Что получается, то получается. И если вещь хорошая, мы ее берем. А если не особо, мы помещаем ее на сторону B или же выбрасываем. Он не мог поверить. Сказал что-то вроде «Черт, быть в группе и писать то, что хочешь». Я сказал: «Дело не в том, что мы сейчас в такой ситуации, когда можем себе это позволить. Мы всегда так поступали. Никогда не обращали внимания ни на одного ублюдка».
И в тот раз все произошло как обычно, потому что когда “The X Factor” вышел в октябре 1995, он был встречен самыми едкими оценками, которые группа когда-либо получала. Со времен “Killers” группа не была в таком огне критики, когда критиковали все, начиная с нового вокалиста и заканчивая тем, что они восприняли (правда, не все) как «мрачный» материал.
Даже давнишний сторонник Maiden Дейв Линг был сбит с толку неожиданным направлением, в которое новый альбом направил группу. «Лично я думал, что все эти отзывы были большой ошибкой и сейчас так считаю», рассказывает он. «Несмотря на то, что я был самым ярым критиком Wolfsbane, меня осторожно попросили написать историю записи “The X Factor”. Мне сыграли, по-видимому, тщательно отобранные в зале заседания дирекции три композиции, что заставило меня проглотить мои же слова. Я что-то восторженно бормотал. Я даже поздравил Блэйза на его представлении во время обеда, посвященного альбому. Как бы то ни было, после прослушивания всего альбома, опрометчивость их поступка была очевидна».
После упорной работы в течение года над тем, что Стив Харрис сейчас называет «одним из лучших альбомов, которые мы когда-либо сделали наряду с "Piece Of Mind" и "Seventh Son Of A Seventh Son", группа была озадачена и огорчена до глубины критикой, которую получил "The X Factor". Сложнее им было понять и принять все по той причине, что, несмотря на ужасающие рецензии, "The X Factor" получил приз, как альбом года во Франции и Германии и оживил карьеру группы в Америке.
«Я считал этот альбом особенным», настаивает Стив. «Нравится он вам или нет, но у нас был стимул, чтобы продвинуться дальше, потому как у нас был новый вокалист, и мы действительно сделали что могли, чтобы получилось настолько сильно, насколько возможно. Мы сочинили 14 песен, а использовали 11, что для нас непривычно. Обычно мы использовали все, что сочиняли. Но мы написали материал на двойной альбом, вот почему работа заняла столько времени. Его протяженность напоминает мне “Seventh Son...” по прогрессивной составляющей. Полагаю, что альбом мрачноват, частично от того, что у меня в тот период было столько дерьма в жизни, так что некоторая часть получила выражение в стихотворениях. Но дело было не только во мне. Блэйз тоже был мрачен. Он может быть тусовщиком, но бывают также моменты, когда он грустен».
Без сомнений "The X Factor" стал самым мрачным альбомом, ориентированным на более взрослое поколение слушателей, из всего, что группа когда-либо выпускала. Вряд ли стоит удивляться тому, что многие юные поклонники группы с таким трудом старались понять его. До этого была юмористическая книжка комиксов и киношная научно-фантастическая эра Maiden с Брюсом. А сейчас настал период реальности взрослых людей, которым уже за 30, которым было что сказать о жизни, нежели о превратностях времени или же прогулке вокруг пирамид.
Стив, кроме всего, проходил болезненный бракоразводный процесс со своей любовью детства Лорейн (Lorrain), с которой прожил в браке 16 лет. У него оставались четверо детей, за которыми надо было следить – Лорен (Lauren), которой тогда было всего десять; Керри (Kerry) восьми лет, Фэй (Faye) шести и Джордж (George) четырех лет. Стив сейчас признает, что «то были, вероятно, самые трудные времена, с которыми когда-либо сталкивался в жизни», а уход Брюса в неподходящее время обострил ситуацию. «Мне вдруг стало сложно со всем справиться. Как я уже сказал, если бы не Дейви и другие, которые оказались сильны, я не уверен, что выдержал бы все».
В результате из одиннадцати композиций на “The X Factor”, по крайней мере десять можно воспринимать как отчаянные откровения из личного ада Стива. Из четырех песен, которые он написал один, три - 'Sign Of The Cross', одиннадцатиминутный мрачный опус, открывающий альбом, 'Fortunes Of War' и 'Judgement Of Heaven' - были посвящены не только его разводу или же расставанию с Брюсом, но даже более болезненные противоречия, происходившие в его душе. Сомнения, окружавшие его словно стая назойливых мух, ощутимы в строчках: «"I've felt like suicide a dozen times or more/But that's the easy way, the selfish way/The hardest part is to get on with your life", [Я был близок к самоубийству дюжину раз, а может и больше/ Но это слишком легкий путь, эгоистичный путь/ Самое тяжелое – суметь справиться со своей жизнью] из 'Judgement Of Heaven' или же "Why then is God still protecting me/Even when I don't deserve it?" [Почему же Господь все еще защищает меня/Даже когда я этого не заслуживаю?] из 'Sign Of The Cross'. Более остро в 'Blood On The World's Hands' он выражает страх относительно будущего своих детей, фразы как метафоричны, так и актуальны: "Somewhere there's someone starving/Another savage raping/Meanwhile there's someone laughing/At us..." [Где-нибудь есть кто-то, умирающий от голода/Другой дикарь кого-то насилует/В то время, как кто-то смеется/Над нами…]
Парадоксально, но как только Брюс Дикинсон ушел из группы, так как чувствовал, что они не сойдут с ниши юмористической книжки о металле, где они восседали долгие годы, Стив дойдет до такого периода, когда продемонстрирует эмоции и чувства, родившиеся после радикальных изменений в его жизни в музыке, которую он создавал с новым вокалистом. Даже те песни, на которых Стив был всего лишь соавтором - 'Look For The Truth', 'The Aftermath', 'The Edge Of Darkness' и '2am', написанные Стивом вместе с Блэйзом и Яником, а также 'Lord Of The Flies' и 'The Unbeliever', написанные им же с Яником – при более близком рассмотрении, кажется, посвящены тем же темам. Музыкально также группа никогда ранее не звучала столь зловеще спокойно и уверенно, давая волю своей полной мощи в случайных мрачных вспышках и с подходящим важным контрапунктом в виде стихотворений, выражающих одиночество и отчаяние.
Вероятно, было случайным совпадением, что выбранная в качестве первого сингла песня 'Man On The Edge', написанная Блэйзом и Яником, была единственной, к которой Стив не приложил руку. Выйдя в чартах Великобритании на десятое место, сингл продвинул группу в Top Of The Pops, где команда не появлялась вот уже 15 лет. «На тот момент шоу уже было другим и продюсер уговорил нас сходить туда», рассказывает Стив. Группа не играла вживую, так как давно всем было известно, что инженеры BBC просто не могут создать объемное живое звучание. Хотя Блэйз пел вживую, так как партию вокала мало чем можно испортить.
Несмотря на такой успех, сам альбом достиг всего лишь восьмой позиции в Великобритании. Это был их первый студийный альбом, который не вошел в лучшую пятерку со времен “Killers”, выпущенного 14 лет назад. Факт, который до сих пор мучает группу. Как говорит Стив: «Альбом вышел в одну неделю вместе с альбомами таких исполнителей, как Prince, Madonna и некоторыми другими титанами продаж, с которыми мы даже не надеялись сравняться». Но как отмечает Блэйз: «Думаю, что некоторые из ребят были малость расстроены тем, что альбом не поднялся выше восьмой позиции, моя же реакция была кардинально другой, я думал: «Восьмое место! Мы на восьмом месте! Фантастика, черт возьми!» У меня никогда раньше не было альбома, вошедшего в лучшую десятку, поэтому я считал, что это великолепно».
Род, между тем, не был единственным, кто говорил, что считает альбом «слишком мрачным» для мейнстрима. Но этот вопрос более не стоял в повестке дня Стива и Maiden. «Думаю, что подобные серьезные ситуации, где ты не знаешь, выкарабкаешься ли вообще, хороши», говорит Стив. «Они привносят определенные эмоции. Помню несколько лет назад кто-то отрецензирвоал альбом Тода Рандгрена (Todd Rundgren) “Hermit Of Mink Hollow” и сказал, что можно ощутить эмоции, вырывающиеся из него, поскольку он разошелся с женой прямо перед записью альбома и ревьюер сказал, что, вероятно, стоило бы чаще расходиться с женами, поскольку это был прекрасный альбом. Со мной случилось примерно то же на “The X Factor”. Он появился из многих личных переживаний. 'Man On The Edge' единственная композиция, которую можно просто спеть хором, но я люблю альбом как раз потому, что для его понимания требуется немного больше времени. Такое обычно происходит с лучшими работами».
Новое шоу в Великобритании в составе Харрис/Мюррей/Макбрейн/Герс/Бейли прошло в London's Brixton Academy в ноябре 1995 года. Сейчас Стив описывает шоу как «одно из лучших представлений, которые устраивала группа». Брикстонское шоу доказало две вещи: что Maiden сделали верный выбор относительно Блэйза и что они стали лучше, чем были до этого. Брюс и Эдриан, - два главных нарушителя, всегда старавшиеся пустить группу по более коммерческому пути – сейчас были заменены на Блэйза и Яника, которые оба, словно монахи были преданы Maiden и хэви металу. И нравится нам это или нет, но группа никогда ранее не выглядела и не звучала столь едино.
«Мы готовились к живому сету, чтобы посмотреть на что был способен Блэйз», рассказывает Стив. «Была пара песен, которые мы намеренно не включили. Например, 'Bring Your Daughter...', ассоциировавшаяся больше с Брюсом и 'Run To The Hills', так как она стала первым большим синглом Брюса с нами. Но мы записали с Блэйзом альбом и были в мировом турне, так что думаю, что люди чуть больше привыкли к нему. Сейчас считаю, что мы можем исполнять все, что угодно. Хотя Род полагает, что нам не стоит играть 'Two Minutes To Midnight'. Он придерживается мнения, что эта песня ассоциируется с Брюсом еще больше, нежели 'Bring Your Daughter...', но я с этим не согласен. Думаю, сейчас мы уже можем позволить себе все, что захотим. Например, Блэйз хочет исполнить 'Phantom Of The Opera'. Ему нравится эта вещь. И мы можем исполнить ее во время следующего тура».
Сравнительно с остальными мировыми турами Maiden, которые уже в прошлом, на этот раз границы были гораздо более расширены. На многих новых площадках могли наблюдать Maiden, играющих “The X Factor”. «Нам всегда нравилось посещать новые места», объясняет Род. «В 1984 мы были в туре по Польше, в то время, когда там был все еще Восточный Блок. Мы всегда просили Джей Джея [JJ, John Jackson] найти новые места для выступлений, а теперь у нас хорошая причина. Мы сказали Джей Джею: «Мы хотим устроить порядка десяти или двенадцати шоу подальше от глаз прессы». Мы хотели, чтобы Блэйз был раскован. Было это в 1995 году. Метал был повержен и можно было услышать звук затачиваемых ножей прессы. Нам просто хотелось, чтобы группа сработалась лучше, а Блэйз нашел в ней свое место. И Джей Джей предоставил подходящее время».
«Отправить группу далеко от привычных мест было своего рода вызовом», признает Джон Джексон, «но в итоге мы начали с трех шоу в Израиле, трех в Южной Африке и в восточной Европе, играя в Болгарии, Словении, Румынии и Чехословакии. В каждой стране Maiden выступали впервые».
«Говоря о крещении огнем», вспоминает Блэйз, «Впервые я вышел на сцену с Maiden в Top Of The Pops и второй раз, когда открывался тур «The X Factor» в Иерусалиме. От звуков открывающей композиции 'Number Of The Beast' у меня по спине пробежала дрожь!» Maiden даже планировали устроить несколько шоу в Бейруте, но ливанское правительство ликвидировало их визы и, несмотря на дипломатическое вмешательство, не изменило своего решения.
Как говорит Блэйз, тур начался в Иерусалиме 28 сентября 1995 года и закончился почти через год 7 сентября 1996 года в Мексике, также включая Чили (впервые), Аргентину, Бразилию, всю западную Европу, большую часть восточной Европы, Японию, Канаду и продолжительный тур по США. Всего было дано 139 выступлений.
«Мой опыт в турне составлял три недели по Великобритании», признает Блэйз. «Wolfsbane никогда не давали туров за пределами Великобритании, все было иначе. Порой я думал, что не выживу. В другие моменты мне хотелось, чтобы это длилось вечно. У меня был незабываемый опыт».
«Везде, где мы бывали, фэны были ко мне благосклонны. Они знали, что Брюс хотел большего и ушел, но они также знали, что я выкладывался, как мог. Я был очень благодарен поддержке, которую они мне оказали. Без нее я бы никогда не справился со всем»
«Времена были трудные для Блэйза», признает Стив. «Для него все было новое, но фэны действительно приняли его. Он очень честный и влюблен в музыку, что видно фэнам, которые за это его и любят. Мы осторожничали в турне. В зависимости от территории, где мы давали концерты, мы выступали в залах в пределах 2 500 или 9 000 мест, кроме Южной Америки, США и нескольких европейских фестивалях, где мы были хэдлайнерами летом 1996 года. Значит, что мы хорошо смотрелись каждое выступление и атмосфера, создаваемая фэнами помогла всем. Опасения не оправдались. В Штатах мы дали 35 концертов, но мы были еще более осторожны из-за положения на рынке. Поэтому выступали в небольших театрах и больших клубах, вмещавших порядка 1500 – 2 000 зрителей. И распродали порядка 95% билетов во время тура. Неплохо, если учесть все события. Но в Южной Америке, как обычно, мы оторвались, выступая перед аудиторией в 15 000 – 55 000 человек».
«На одном из последних шоу мы были хэдлайнерами фестиваля Monsters Of Rock в Сан-Пауло на большом футбольном стадионе, вмещающем 55 000 мест, называвшемся Pacaembu Stadium. Он был заполнен до отказа. Невероятно. И реакция зрителей была удивительной, от нее бросало в пот. Я оглянулся на сложности последних нескольких лет – уход Брюса, личные неурядицы, поиск нового вокалиста, год записи нового альбома – и я вам скажу, то были концерты, которые стоили всего этого. У нас была новая группа, все наладилось и я подумал: 'Чтоб мне провалиться! Еще не конец'».