Клайв Берр
В феврале 2002 года произошло уникальное событие в истории Maiden, когда группа объявила о проведении серии концертов в лондонской “Brixton Academy” в помощь бывшему барабанщику Клайву Берру. Клайв приобрел новую порцию публичного внимания благодаря DVD, в котором описывалась история и влияние альбома “The Number Of The Beast” (вышел в серии под названием “Stories Behind The Album”). Несмотря на то, что Клайв не принимал участие в телетрансляции программы, его съемки попали в расширенную домашнюю версию DVD. Зная об этом, Клайв связался с продюсерами и попросил, чтобы зрителей предупредили о том, что он страдает от множественного склероза, что сможет объяснить некоторые запинки в его ответах. Продюсеры, в свою очередь, обратились к руководству “Sanctuary”. Шокирующая новость пронеслась внутри Maiden, поскольку сами музыканты не имели понятия о состоянии Клайва.
Род Смолвуд: «Мы поддерживали некоторую связь, по крайней мере, так считали. Но группа была постоянно занята, и у меня четверо детей, которые также отнимают много времени, в общем, мы упустили кое-что из виду. На следующий день, после того, как мне рассказали о состоянии Клайва, я поведал об этом Стиву, потому что я знал, что он тоже ничего не знает. Ясно, что мы связаны с Клайвом, потому что он – часть семьи, старый и бывший участник группы, но по-прежнему член семьи Maiden. Так что мы со Стивом единодушно решили что-нибудь сделать, чтобы помочь ему».
Оказалось непростым делом обзвонить и попросить собраться через несколько недель на шоу всех шестерых участников Iron Maiden посреди годового отпуска, учитывая, что каждый из них находился на разных концах земного шара. Помимо них, необходимо было связаться с персоналом технической команды и продюсерами, организовать репетиции, наметить место проведения, выбрать промоутеров, проинформировать агентства по продаже билетов и журналистов. Стив, тем временем, только что окончил свой титанический труд над DVD “Rock In Rio”, и вот ему пришлось снова взяться за бас-гитару ради своего старого соратника. Более того, старый приятель Клайва, Дейв Мюррей, который живет сейчас в Мауи на Гавайях, никогда прежде не поддерживал идею проведения благотворительных концертов.
«Я получил e-mail от Рода с объяснениями всей серьезности ситуации, и, конечно же, мы все единогласно решили, что нужно что-нибудь сделать», – вспоминает Дейв. «Моя реакция была такой: ‘Скажите, где и когда, и я там буду’. Для нас не было ни секунды сомнения, в том, что это необходимо сделать. Это забота об одном из нас, и это очень важно».
«Все ребята были на сто процентов за то, чтобы провести несколько шоу для Клайва», – улыбается Род, «и пришедшие туда очень вдохновляли. Там были фанаты со всего мира, и это было единственное наше выступление в 2002 году. Там были поклонники из Серверной Америки, Южной Америки, Японии и Австралии».
Фэны, которым посчастливилось увидеть Maiden, исполняющими текущий сет в поддержку альбома “Brave New World” (включая появление гигантской фигуры Плетеного Человека на, пожалуй, самой маленькой за все время площадке), а также еще одно-два дополнения, одним из которых можно считать возрождение 'Children Of The Damned' — безусловно, наилучшего трибьюта участия Клайва в работе над “The Number Of The Beast”. После всего трех репетиций за целый год, Maiden немного нервничали, заново представляя столь классическую вещь, но, после первого же исполнения казалось, что ‘Children’ исполняли всю жизнь.
Когда Клайв появлялся в конце каждого шоу, он получал просто-таки громогласные аплодисменты от публики, на многих поклонниках были одеты специально выпущенные майки в поддержку Клайва Берра, деньги от продажи которых пошли в специальный фонд ударника (также как и прочие товары, проданные Maiden в тот вечер). Группа сделала повторное издание классической ‘Run To The Hills’ в качестве сингла, средства от которого также были направлены Клайву. Сингл, подкрепленный ранее не издаваемыми живыми записями 'Total Eclipse' и 'Children Of The Damned' 1982, с Клайвом на барабанах, прорвался в первую десятку, подчеркивая тем самым его бесконечную популярность даже через 20 лет после оригинального релиза. ‘Run To The Hills’ также был дополнен исполнением группы на передаче “Top Of The Pops”. Оно было записано в один очень сумбурный полдень как раз на кануне первого шоу в Brixton. Это был первый случай, когда почтенное музыкальное шоу BBC согласилось мобилизовать свою студию и техперсонал, подстраиваясь под график группы! Как отмечают все, это был эмоционально напряженный, но веселый проект.
«Помню, как стоял с Клайвом за кулисами перед первым шоу, обмениваясь с ним воспоминаниями, словно это было только вчера», – смеется Дейв Мюррей. «Когда он вышел в конце на сцену, это было невероятно эмоционально, как для него, так и для публики, и, конечно же, для группы тоже. Поклонники по-прежнему любят Клайва — он играл на барабанах на первых трех пластинках, поэтому он никогда не будет забыт».
Со стороны могло показаться, что если и были у кого-то смешанные чувства, так это у Нико. После того, как он занял место Клайва, также как и до своего прихода, Нико всегда оставался близким другом Клайва. «Я всегда дорожил дружбой с Клайвом», – уверяет Нико. «Когда возникла идея того, что мы должны что-то сделать для него, я сразу же присоединился. Я сыграл бы десять концертов подряд, если это было бы возможно — все, что угодно, ради улучшения его жизни и поддержки благотворительного фонда множественного склероза. Я не колебался ни секунды. Совершая нечто подобное, я расцениваю это как почетное и приятное занятие».
Как утверждает Нико, то шоу по-прежнему вызывает сильные эмоции. «Самым тяжелым для меня моментом был, когда мы фотографировались для общего снимка на сцене по окончании первого концерта. Я обнимал рукой Клайва, и знал, что в глубине души все, что он хотел сделать, так это подняться и сыграть парочку старых песен. Сердцем я понимал, что это то, что я чувствовал бы на его месте. Но я не сказал ничего об этом, и он тоже определенно захотел промолчать», – говорит расчувствовавшийся Нико. «Мы сыграли 'Run To The Hills', 'Beast', 'Hallowed Be Thy Name' и даже смахнули пыль с 'Children Of The Damned' специально для этого действа, песни, которую записал Клайв. Когда он вышел в конце, он получил невероятные овации в свою честь. Что еще скажешь? Он по-прежнему является частью семьи Maiden, и это, должно быть очень нелегкое чувство для него».
«Полагаю, мы собрали всего что-то около четверти миллиона фунтов, благодаря вкладу каждого, так сказать, с мира по нитке», – гордо заявляет Род. «Каждый бросил монету в копилку. Когда мы заново выпустили 'Run To The Hills', мы согласились, на то, что гонорар группы перейдет Клайву. Но мы были приятно удивлены, когда выяснилось, что издатели, а затем и EMI Records согласились сделать то же самое. Это весьма нетипично для рекорд-компаний совершать подобное в наши дни, потому что их так часто просят о благотворительности, а затем превращают это в саморекламу», презрительно фыркает Род. «Если бы мы захотели собственной выгоды, это было бы обыденно, на этот раз все было по-другому, потому что мы делали это для друга. К сожалению, на сегодняшний день синглы не приносят большого дохода, потому что уровни продаж сейчас гораздо ниже, нежели раньше. По-моему, нам удалось дополнительно выжать 10 или 20 тысяч. Но задумка была хорошей. Я полагаю, это было отличное совместное усилие, и каждый остался очень доволен тем, чего удалось добиться».