Сборники 2002
Несмотря на то, что 2002 был объявлен годом отдыха для группы, под вывеской Maiden все же происходила бурная деятельность. Был издан не только двойной альбом и DVD “Rock In Rio”, но к концу года фан-сайтах Maiden стали активно муссироваться слухи о возможности появления нового бокс-сета.
Когда же в декабре 2002 года вышел в свет “Архив Эдди”, ни один из самых привередливых и отъявленных фанатов не мог оказаться разочарованным насчет эксклюзивности предложенного материала. Представленный в виде большой металлической коробки, украшенной бессмертным символом группы, “Eddie's Archive” состоял из трех двойных дисков. Первый компакт диск — это сборка из 31 Би-сайда, записанного в период по 2000 год, включая сингл 'Out Of The Silent Planet'. Второй — это бесподобный 19-трековый живой альбом под названием “Beast Over Hammersmith”, записанный вживую в Hammersmith Odeon в 1982 году для концертного видео по мотивам мирового турне “Beast On the Road” (которое, к сожалению, так и не появилось из-за неудовлетворенности группой качеством картинки, причиной чему стили проблемы со светом). Но настоящим сокровищем для фанатов стал третий диск — “The BBC Archives”. Последний сборник объединил в себе все корпоративные трансляции живых выступлений группы в 1980-х, также как и первое исполнение в 1979 году, единственная запись состава Харрис/Мюррей/ДиАнно/Тони Парсонс (гитара)/Дуг Сэмпсон (барабаны).
Даже самые придирчивые коллекционеры творчества Maiden были поражены высоким качеством звука на этой записи! Туда также вошло выступление на фестивале в Рединге, еще с Клайвом Берром и Деннисом Стрэттоном, также как и следующее появление группы на этом же фестивале в 1982 году в качестве хэдлайнеров, которым группа вполне может гордиться — об этом свидетельствует неистовый рев толпы в конце 'The Number Of The Beast'. Центральная часть “Архивов Би-Би-Си” — это захватывающее выступление группы в Донингтоне в 1988 году, где группа представила 107-тысячной толпе чумазых меломанов сет-лист с альбома “Seventh Son”, который нашел высочайшее одобрение публики. До тех пор, пока не будет переиздано на CD или DVD видео “Maiden England”, диск “BBC Archives” остается единственным официальным изданием, на котором фаны Maiden могут услышать будоражащую живую версию такого недооцененного бриллианта как ‘Moonchild’. Венчают всю эту коллекцию редких треков стакан на скульптурной оловянной подставке (угадайте, кто пялится на вас, когда вы вечером опустошаете очередную лишнюю порцию текилы?), а также огромная замысловатая схема семейного древа Maiden, которую на шикарном свитке тщательно прорисовал художник-шрифтовик Пит Фрейм (Pete Frame). Для всех фанатов “Eddie's Archive” всегда был и будет обязательным приобретением для коллекции.
Гораздо более сомнительным оказался релиз сборника лучших хитов “Edward The Great”, который вышел одновременно с “Eddie's Archive”. Минуло всего лишь шесть лет и два студийных альбома со времени выхода последней аналогичной компиляции, вследствие чего “Edward The Great” был отторгнут большинством старых поклонников, несмотря на то, что он явно был рассчитан не на них. «Эдвард Великий» был издан для более молодой аудитории — все нарастающей армии поклонников ню-метала, которые не спешат покупать каждый альбом в отдельности, но которым хочется получше узнать, кто такие Iron Maiden, которые видели это название то тут, то там по телевидению и на майках музыкантов групп на подобие Sum 41.
«Да, мы получили изрядную долю критики за альбом “Edward The Great”, но он не был предназначен старым фанатам, он был предназначен «периферийным» людям, которые слышали название, или видели его на майке, или которые просто не знают, какую пластинку лучше приобрести», – объясняет Стив. «Я понимаю коллекционеров, которые считают, что обязаны иметь абсолютно все, но в таком случае эти ребята берут всю ответственность на себя — черт, да у них всего этого Maiden’овского барахла больше, чем у меня самого! Мы всегда говорили, что вы не обязаны покупать все без исключения!»
«“Eddie's Archive” был выпущен специально для коллекционеров. Мы всегда стараемся держать для них качество на должном уровне. Мы бы сэкономили кучу денег, если бы не делали такую упаковку, однако мы все же сделали ее такой, потому что мы гордимся наследием Iron Maiden, и хотим выразить фанам безмерное уважение». Выпуск бокс-сетов и сборников хитов отражает также и постепенное снижение негативного отношения Maiden к оголтелому мерчандайзингу. Kiss и Оззи Осборн годами выпускали статуэтки и коробки для завтраков со своими изображениями, либо графикой с обложек альбомов, и взгляните, как долго Iron Maiden сопротивлялись искушению использовать свой символ аналогичным образом. Однако с появлением на свет фигурки Эдди эпохи “Killers” из серии МакФарлейна (McFarlane) 'Rock Legends', наряду с Элисом Купером, Kiss, AC/DC и Робом Зомби, казалось, что оборона рухнула. Следующая статуэтка по мотивам Trooper’а вышла одновременно с коробкой для завтраков “Beast lunchbox”, затем пошли стаканы, и, в конце концов, огромный двенадцатидюймовый Эдди времен “Beast”, исполненный полностью — с танцующим дьяволом.
«Вообще-то мы подумывали выпускать подобные вещи еще много лет назад», – признается Стив. «Kiss уже начали это дело, а у нас был Эдди, но тогда было чувство, что время еще не пришло. Но сегодня это классные штуки. Я знаю, это добавило нам китча, раньше это было для нас совершенно неприемлемым. Но времена меняются, и сейчас такое положение дел нас абсолютно устраивает».
«Сегодня люди просто желают приобрести все это добро, в то время как сделай мы такое лет 15 назад, все бы подумали, что мы сделали это только ради денег. Это то же самое, как несколько лет назад было невозможно увидеть название спонсора на футболках. Сейчас же, если у тебя нет спонсора, значит у твоей команды какие-то проблемы. Меняются времена, меняется отношение», – подводит итог басист.
«Как только я увидел коробку для завтрака “Beast lunchbox”, я тут же захотел и себе такую же», – заявляет Брюс. «Иногда я подрабатываю пилотом в одной авиакомпании, и с собой на работу я хочу носить сэндвичи исключительно в коробке “Number Of The Beast”. Это все абсолютно легально, так что пока мы не преступаем закон, я двумя руками «за»».
Несмотря на все это, стоит признать, что, хотя торговля сувенирами и удачный выпуск сборников хитов и добавили определенное количество очков в пользу Maiden среди молодежи, тем не менее, не веришь своим ушам, когда слышишь, что все это бледнеет на фоне простого использования названия группы в каком-нибудь хите. Буквально тысячи юнцов впервые услышали об Iron Maiden после упоминания их инди-рокерами Wheatus в своем заразительном ломовом сингле 'Teenage Dirtbag' 2000 года. Как ни странно, он стал причиной повторного открытия Maiden у себя на родине!
м«Мне кажется, мы всегда держали нашу армию поклонников в надежном боевом состоянии, но этот случай с Wheatus стал полной неожиданностью», – смеется Стив. «Когда новые молодые группы делают подобные вещи, или когда Slipknot восхваляют Iron Maiden, я полностью это поддерживаю, потому что поклонники тех групп захотят послушать нас, и в девяти из десяти случаев им это понравится».«В Европе и Южной Америке мы регенерируем своих фанатов с каждым новым альбомом, но в Британии и США определенно тяжелее заполучить тех новых фанов, и группы наподобие Wheatus и Sum 41, упоминающие Maiden явно помогли повысить их осведомленность. Не знаю, почему существует такое отличие в этих странах, но оно есть».
По мере того, как музыкальные тренды умирают один за одним, когда даже одноразовые платиновые лидеры ню-метала отправились на музыкальную свалку, Iron Maiden продолжает шагать вперед все уверенней и уверенней.
«Мы достигли такого момента, когда я могу расслабиться и сказать: ‘Iron Maiden — это икона’, и мы ею на самом деле являемся», – размышляет Брюс. «Не стоит на этом сильно заострять внимания, но на самом деле это факт. Когда мы попали в песню Wheatus, я впервые подумал: ‘Уау. Интересно, многие ли думают об этом феномене так же как и я?’ Практически это означает, что Maiden может выступать живьем, как мы и поступили этим летом [2003], без цели раскрутки новой пластинки, и по-прежнему делать самый удачный бизнес за всю нашу карьеру».
«Мы пережили бесконечное количество модных стилей», – смеется Стив. «Мы пережили диско, трэш, новую волну, гранж, ню-метал, и мы по-прежнему здесь. «Понятия не имею, как это происходит, возможно, старшие братья или даже отцы передают это своим детям как наследие, но я просто рад, что так происходит. Я вижу молодых людей, одетых в майки с надписью Iron Maiden, которые даже не родились, когда мы записали первый альбом… или даже “No Prayer For The Dying” — вот что пугает!»