И смерть, и танцы, и турне
Iron Maiden начали мирового турне “Dance Of Death” концертом в Дебрецене, Венгрия 19 октября, а 34 концертами позже европейская часть венчалась триумфальным аншлаговым выступлением в Лондоне, на арене Earl's Court на 18000 мест. Маршрут движения протянулся на 3 месяца, через 17 стран, группа выступила перед 350000 поклонников — на сегодняшний день это крупнейший тур со времен коммерческого пика конца 80-х. Сценические декорации обыгрывали тему средневекового замка, вероятно, намекая на врата Монсегюра. Присутствовали и две устрашающие статуи Эдди с косами в руках, которые возвышались над стенами замка. Тридцатифутовый задник сцены напоминал о каждом периоде истории Maiden, демонстрируя соответствующую обложку альбома или сингла каждой песни, начиная со старых фаворитов “Beast” и “Run To The Hills” и заканчивая сюрпризами вроде 'Can I Play With Madness' и заново открытую классику 'Lord Of The Flies' с альбома “X Factor”. Были там и новейшие, еще более сюрреалистичные изображения с 'Rainmaker' и 'No More Lies'.
Что отличало турне “Dance Of Death” от всех предыдущих, так это полнейшая драматичность атмосферы, частично во время исполнения двух апогеев сета: заглавной вещи, где Брюс надевает венецианскую маску и наряжается в яркую накидку с капюшоном, рассказывая о ночных ужасах и танцующих демонах, и второй раз во время эпической 'Paschendale'. Бесспорная кульминация вечера, 'Paschendale' предстает на красной от крови сцене в ослепительных вспышках, изображающих артобстрел. Под жалобные и мрачные ноты в начале песни Брюс появляется одетым в каску, повиснув на одном из беспорядочно расставленных барьеров с колючей проволокой, его потрепанная шинель колышется на ветру. Дальнейшая громоподобная страсть и ярость венчается тремя солидными гитарными соло. Со времен 'Rime Of The Ancient Mariner' Maiden не ощущали столько внимания к происходящему на сцене со стороны публики. В свою очередь, группа отплатила ей по достоинству, проведя стремительный экскурс по линии фронта Первой мировой.
Как обычно, нашлись некоторые, которые в меньшинстве выказывали недовольство решением группы придать шоу чересчур театральную окраску. Брюс, в частности, получил свою порцию критики за свои костюмы, однако вокалист положительно смотрит на подобные замечания: «Мне и раньше приходилось переодеваться — у меня была египетская маска для 'Powerslave' во время турне “World Slavery tour” в 1984 году, я также надевал блестящий костюм на концертах тура “Somewhere In Time”. Так что это не первый раз, когда мне приходится переодеваться на сцене, как это ошибочно утверждают».
Для Брюса все эти костюмы лишь небольшая часть более значимых культурных перемен, которые произошли с группой в отношении того, каким образом преподнести живое шоу для “Dance Of Death”. Стив и Брюс единодушно утверждают, что после такого замысловатого альбома как “Dance Of Death”, Maiden были просто вынуждены сдвинуть рамки восприятия публикой того, что группа называет живым выступлением. «Во многих смыслах это нелегкий сет, учитывая, как много там музыкальных перепадов», – отмечает Стив. «Сейчас у нас такой сет, который требует, чтобы его действительно слушали, особенно такие песни как 'Paschendale', 'Rainmaker' и 'Journeyman'. Я всегда предпочитаю вещи, под которые можно хорошенько порезвиться, как например 'Dance Of Death', и, должен признать, я не был уверен, как пойдет 'Journeyman' на живом концерте Maiden. Когда остальные начали рассаживаться с акустическими гитарами, я подумал: ‘Ну его на хрен! Я не готов еще сесть в свое кресло Вэла Дуникана (Val Doonican)!’» – смеется басист со свойственной ему прямотой [Вэл Дуникан – ирландский музыкант и шоумен, был знаменит в Британии в 60-х годах ХХ века. Известен своей любовью к вязаным свитерам и креслу-качалке. — Прим. пер.]. «Однако мне понравился неожиданный характер этого, потому что никто не мог предположить, что Iron Maiden попытаются исполнить такую акустическую вещь как 'Journeyman' в живую, да еще и в качестве первого выхода на бис».
«Когда мы собрались для того, чтобы спланировать турне, мы все согласились, что нам придется совершить много перемен, дабы вдохнуть новую жизнь в живые выступления Iron Maiden. Мы решили, что нам стоит сократить длинные речи, вопли и раззадоривание толпы, что я обычно делаю. Однако, как бы это ни нравилось, нужно было сконцентрироваться на том, чтобы показать людям, что мы абсолютно уверены в том, что мы выпустили отличный качественный альбом. Единственная мысль, которую я действительно хотел донести, это то, насколько серьезно мы воспринимаем эту пластинку и как мы горды тем, что ее записали. Единственным способом сделать это, я уверен, несомненно, было придать как можно больше драматизма», – говорит вокалист с необычайно серьезным видом.
«Что бы мы не делали, мы никогда не будем нравиться тому типу людей, которые считают, что рок-н-рольные певцы должны быть тощими, как швабра, правильно одеваться и обязательно принадлежать претенциозному клубу под названием «моя задница выглядит большой, если я это одену?». В этом их проблема. Я читаю сообщения на форумах Maiden, и я видел все мнения, хорошие и плохие. Костюмы — для тех, кому нравится спектакль. Невозможно постоянно всем угождать. Я читал сообщения людей на следующий день после концерта, которые говорили, что на их взгляд, 'Journeyman' был самым лучшим моментом, и это здорово, то Maiden решили выйти на бис с такой незаурядной и эмоциональной песней. И тут же следом идет негативное высказывание: ‘Черт побери! Мне хотелось спрятаться куда-нибудь, было так неудобно, я просто не знал, что мне делать!’. И знаете что?» – театрально вопрошает вокалист – «это называется раскрыванием разума, и да, это может показаться неудобным, но это просто необходимо, чтобы расти!»
«Я полагаю, что такая группа как Maiden легко может скатиться к предсказуемости, намешать звуков и наделать песен, которые говорят ни о чем и не иметь вообще никакой реакции. Помимо всего прочего я хочу, чтобы люди, уходя с концерта Iron Maiden думали: ‘Что теперь? Куда они двинутся?’ Я хотел бы поставить знак вопроса около ожиданий публики относительно того, что же сделают Iron Maiden!»
Уже приняв спорное решение относительно сокращения числа концертных выступлений, ближе к турне, однако, Стив Харрис разнообразил (и отработал) маршрут чем-то около 30 датами, что явно дало понять, что группа приняла правильное решение. «Без сомнения, мы поступили правильно, сделав ставку на меньшее количество более крупных шоу», – вздыхает он, после того, как провел час на столе массажиста, расслабляясь после двухчасового концерта. «Каждый раз, когда мы гастролируем зимой, все обязательно болеют. Не только группа, а и вся команда тоже. В прошлом турне у меня был грипп. Затем Брюс подхватил его, что означало, что мы будем вынуждены отменить пару выступлений, а у Нико грипп прямо сейчас. Я уверен, мы приняли правильное решение, сфокусировавшись на больших мероприятиях, где мы сможем показать свое лучшее шоу». Есть один аспект, на который часто обращают внимание. Это то, как меняются чувства группы, когда она играет новый материал перед толпой, которая, возможно, никогда его не слышала. Мо мере продвижения турне, неизбежно меняются мнения относительно того, что работает, а что (если нужно) стоит поменять в сете либо в какой-то отдельной песне. В первые несколько концертов не игрался 'Wrathchild', но вскоре группа осознала, что ранние вещи должны получить подкрепление, дабы получше разогреть народ перед довольно крупной секцией более нового и прогрессивного материала. Тем не менее, после спешного доведения записи, глядя, как альбом взбирается вверх по чартам и, играя его в терне наряду с классикой, Maiden были по-прежнему абсолютно довольны альбомом, что для команды «завернутых чертовых перфекционистов» не очень-то характерно.
«Я по-прежнему уверен, что это лучший альбом со времен “Seventh Son”, – сказал Брюс в декабре 2003. «Песни преобразились в живом исполнении, и я обожаю их петь, а песня 'Dance Of Death' как таковая вообще самая любимая в этом турне. Поначалу я чувствовал, что кое-кто вокруг и в прессе слегка недолюбливал ее ['Dance Of Death'], потому что им казалось, что это смахивает на Jethro Tull, поэтому-то они так косо на нее смотрели. В общем-то, я думаю, что они просто-напросто не знали, любить ее это нормально, или как профессионалам им положено ее недолюбливать. Но все, что вам нужно сделать — это посмотреть на реакцию публики, они ее любят. Больше меня не волнует, что думают об этом все эти претенциозные журналисты. Когда встает вопрос, что я люблю исполнять вживую, то я сказал бы, что 'Dance Of Death' и 'Paschendale' стоят рядом. 'Paschendale' оправдал все мои предгастрольные ожидания. Когда Нико начинает свое небольшое вступление на хай-хэте, вы можете просто физически услышать благоговейный трепет среди толпы: ‘Да, он действительно ее сыграют!’», – радостно говорит вокалист.
И действительно — если “Brave New World”, по сути, пожинал плоды возвращения Брюса, то феноменальный пробег Maiden по Европе во второй половине 2003 только подчеркнул то, что группа переживает сейчас второе рождение, и нынешний успех может превзойти успех 1980-х. Было явное ощущение того, что Maiden испытывали на протяжении многих лет. В конечном счёте, “Dance Of Death” оказался популярен не только из-за качества, но также он выполнил свою функцию тем, что оказался достаточно насущным альбомом, чтобы старые фаны возродили свою любовь к группе, а новые, более молодые, продолжали пополнять свои ряды. Брюс считает, что если бы Iron Maiden во время записи “Dance…” ставили своей целью заставить людей изменить свое восприятие группы, то она была бы достигнута.
«Я знаю, что такое мнение бытует среди поклонников, и, в определенной степени, внутри группы, что “Dance Of Death” — не просто очередной альбом Iron Maiden. Но я предпочитаю так относиться ко всем альбомам», – откровенничает Стив. «Мы никогда сознательно не разменивались на мелочь записью, которая бы не была лучшей на тот момент, и я горжусь этим».
Давно известно, что вокалист Maiden любит полетать в промежутках между концертами. Во время американской части летнего турне “Give Me Ed” Брюс даже организовал неформальный такси-сервис по Штатам для членов группы и их семей, куда бы им не захотелось полететь. Но осенью 2002 Брюс осуществил мечту все жизни — ему была вручена лицензия пилота коммерческих авиалиний после того, как окончил интенсивный тренировочный курс в компании “British Airways”. Это дало возможность Брюсу получить работу второго пилота в греческой компании “Astraeus”, которая осуществляет множество перелетов из лондонских аэропортов. В то время, когда у Maiden случаются простои, Брюса это нисколько не удручает, поскольку он запросто может смотаться в перелет по Европе за один день, а затем вернуться, чтобы вести свою программу на цифровом радио BBC Radio 6. Но как совершить подобное, когда группа в дороге? В прошлом Брюса порой обвиняли в том, что он больше предпочитает концентрироваться на своих занятиях вне Maiden, нежели внутри нее. Однако, как утверждает сам Брюс, у него весьма занижен порог возникновения скуки.
«Почитайте слова к 'Journeyman', если хотите услышать ответ на вопрос, почему я делаю, то, что делаю», – отвечает Капитан Дикинсон. «Вы, конечно, можете запереться у себя в маленьком мирке либо выйти и сделать нечто безумное и восхитительное — все зависит от вас. Я никогда не хотел бы быть кем-то, кто оглядывается на мою жизнь и произносит: ‘Хотел бы я сделать то же самое, если был моложе’. Если вы хотите это совершить — идите учиться и совершайте!»
Во время европейской части турне “Dance Of Death” Брюс и Maiden придвинули тему полетов ближе к сцене, сварганив одноразовое мероприятие под названием “Bruce Air”… «“Bruce Air” или “Beast Airlines”, как это позже может быть переименовано — это то, что мы со Стивом замутили на лето», – признается сияющий от счастья пилот. «В настоящий момент я регулярно летаю в коммерческих авиалиниях, так что вполне вероятно, что мы сможем начать продавать авиабилеты фанам, желающим посещать концерты Maiden за границей. Мы составим краткий список мест как Париж, Копенгаген, Барселона — Стиву весьма понравилась идея о Вроцлаве в Польше, потому что было неожиданностью узнать, что столь огромное количество народа хочет нас там увидеть. Но как только подключилась бухгалтерия, оказалось, что расходы слишком велики, и мы бросили эту затею. Тем не менее, наша звукозаписывающая компания все-таки реализовала эту идею за свой счет перед выступлением в Париже, таким образом, перед вылетом в Берси у нас оказался самолет, битком набитый телевизионщиками и журналистами. Через неделю мы также сделали один перелет в Дублин исключительно для фанов. Нико на обоих рейсах исполнял обязанности стюардессы, и мы оба носились вперед-назад меду креслами, раздавая автографы».
Парижское путешествие оказалось весьма изнурительным для Брюса, так как тот день был днем победы Англии в кубке мира по регби. Игра в дополнительное время оказало серьезный прессинг на утреннее расписание, так как 200 разгоряченных британцев отказывались садиться на борт до тех пор, пока не прозвучит финальный свисток! Потом, после посадки в Париже началась нескончаемая череда фотографирований, теле-интервью перед тем, как вокалист и вообще мастер на все руки из Maiden поднялся на сцену, чтобы отыграть концерт перед шестнадцатитысячной яростной толпой французов. Это могло оказаться пределом для любого фронтмена, но не для Супер-Брюса, который вместе с Нико посетил полуночную вечеринку после концерта, а потом поднялся ни свет, ни заря, чтобы пойти на очередную пресс-конференцию. В 3 часа дня Брюс уже сидел в кресле пилота для того, чтобы с трудом вернуться назад в Лондонский аэропорт Гатвик! (Не обращайте внимания, это ветер…)
Как и всегда, машина Maiden продолжает свое движение. На момент написания книги группа составила график концертов по Южной Америке и Японии для Дальневосточной части турне “Dance Of Death”, а мощная 'No More Lies' была выбрана в качестве третьего сингла к альбому. Возможно, в будущем снизится количество выступлений, но определенно они будут всегда стремиться увидеть публику снова. «Я с нетерпением жду того, что мы сделаем в дальнейшем в плане творчества», – восторженно говорит Брюс. «В нас еще сидит столько музыки, что даже если это будет интересовать миллионы людей, меня это не касается, потому что меня самого это интересует, а это самое главное. Это заставляет меня двигаться дальше. В настоящий момент все настроены весьма творчески, дискутируют, без конца выдвигают новые идеи, и это здорово».
«Например, никто из нас, в принципе, не против сделать что-нибудь совместно с оркестром. Только не с том виде, в котором это делают другие. Не так, как Kiss или Metallica, когда ты играешь обычный концерт, только с оркестром на фоне. Мне больше по душе, когда кто-то берет несколько тем из песен Queen и превращает их в симфонию. И тебе даже сложно их узнать, так как это самостоятельное классическое произведение, основанное на музыке Queen. Вот это мне нравится. Это не хэви-метал. Здесь ты просто демонстрируешь, что можно сделать с хорошей мелодией».
мТеперь, когда видишь их на пике карьеры, приятно обнадеживает то, что Iron Maiden не стали гастролирующей иконой, едва ли имея больше прав на свое существование, чем какое-нибудь захудалое кабаре. Они по-прежнему работают на всю мощь своих творческих цилиндров. Так что, если бы Брюсу это нужно было, группа выпускала бы каждый год по альбому каждый год до самой смерти.«Да, я знаю, я быстро теряю интерес», – сознается вокалист/фехтовальщик/писатель/пилот/радио-диджей Би-Би-Си. «Но мы много чего можем осуществить в будущем», – намекает он. «Мы со Стивом даже обсуждали возможность записи двух альбомов на основе большого количества материала, который остался после написания последнего, так что посмотрим».