В 1989-м году музыканты решили взять тайм-аут. Эта передышка дала участникам «Мэйден» возможность как следует отдохнуть от изматывающих гастролей и заняться своими делами. Нико Мак Брейн и Дейв Мюррей попросту бездельничали, в то время как Адриан Смит вместе с барабанщиком Zakk Starkey (сыном одного из Битлз – Ринго) и бывшим коллегой по Urchin Энди Барнеттом организовал проект A.S.A.P. (Adrian Smith and Project, но приятели Адриана в шутку расшифровали эту аббревиатуру как As Soon As Possible). В этом составе молодые люди записали альбом «Silver And Gold», который был абсолютно не похож ни на одно творение «Мэйден».
Брюс Дикинсон стал продюсером одной малоизвестной группы и помог им записать «3 Rivers», а через год выпустил собственный сольник под названием «Tattoed Millionaire».
Когда в январе 1990-го года группа собралась приступить к записи нового альбома, выяснилось, что после своих одиночных проектов Адриан не готов вновь трудиться в группе наравне со всеми и посвящать все свое время работе над альбомом. В итоге Смит решает покинуть группу.
Тогда Брюс созвонился с гитаристом, с которым в свое время работал над сольником и предложил ему прийти на прослушивание.
Janick Gers родился 27 января 1957-го года в английском городке Хэйтпул. Янек стал известен благодаря совместным выступлениям с группой «Whitespirit» в начале 80-х. Записав свой первый альбом, группа отправилась на гастроли со знаменитым Яном Гилланом, к которому в качестве нового гитариста присоединился и Янек. Но в 1983 Гиллан переключился на Black Sabbath и группа словно осиротела.
Янек всецело занялся учебой, эпизодически выступая в роли сессионного музыканта. В 1988-м году ему предложили сыграть на концерте Marillion на стадионе Уэмбли. Там он и повстречался со своим старым приятелем Брюсом Дикинсоном. Тот предложил ему совместно поработать над созданием музыки к пятой части фильма «Кошмар на улице Вязов». В результате совместной деятельности этих двоих музыкантов на свет появилась композиция «Bring Your Daughter To The Slaughter».
Когда группа Iron Maiden осталась без гитариста, Брюс позвонил Янеку и пригласил его на прослушивание. Затем уже в полном составе музыканты продолжили работу над альбомом «No Prayer For The Dying», который к появлению Янека был уже практически записан – задача гитариста заключалась лишь в том, чтобы прописать гитарные партии. Смена гитариста сразу же сказалась на звучании – в отличие от своего предшественника, Янек играл более жестко и не использовал синтезаторы. От этого и без того тяжеловесный рок «Мэйден» сделался еще внушительнее.
Пока искали гитариста, музыканты решили сделать фанам сюрприз – они собрали все синглы, выпущенные за все время существования группы и записали 10 пластинок, по два сингла на каждой. Помимо этого каждый диск содержал комментарий Нико МакБрейна – такая своеобразная сага под названием «Listen With Nicko!», поделенная на 10 частей.
Голос Нико рассказывает слушателю о забавных случаях, произошедших с группой за время их существования, зарисовывает комичные ситуации из жизни музыкантов, отпускает забавные шутки. Больше эта сага ни разу не переиздавалась, ее можно услышать только на этих дисках. Эти легендарные пластинки начали поступать в продажу каждую неделю, начиная с 24 февраля и заканчивая 28 апреля 1990-го года. Тем, кому посчастливилось приобрести их все, полагался бокс с логотипом «Iron Maiden – The First Ten Years».
Диски имели бешеный успех и все попали в хит-парад – от 11-го до 3-го места. За пределами Англии они шли только в комплекте по 10 штук. В ноябре этого же года в продажу поступила 70-минутная видео-версия этого комплекта – «The First 10 Years. The Videos». Эта запись включала в себя все клипы «Мэйден», начиная с самого раннего их творения «Woman In Uniform» и заканчивая последним клипом «Holy Smoke», снятого к первому синглу «No Prayer For The Dying». Сингл появился чуть раньше альбома и сразу же поднялся на третью ступеньку английских чартов – до этого еще ни один сингл не занимал такого высокого места так скоро после выхода. Сам альбом таких высот не достиг, но, тем не менее, еще один сингл этого альбома – «Bring Your Daughter To The Slaughter» неожиданно для всех оказался на первом месте – за всю практику работы «Мэйден» такое впервые.
Послушав песню, Стив Харрис решил, что эта вещь слишком хороша для того, чтобы оставлять ее на саундтреке. В итоге ее переписали для «Мэйден».
После выхода «Holy Smoke» группа как всегда укатила на гастроли. На этот раз музыканты обошлись без дорогих спецэффектов и внушительных декораций, однако это им не помешало вновь завораживать своей музыкой восторженных поклонников. К сожалению, некоторые концерты пришлось отменить из-за развернувшихся военных действий в Персидском заливе, по вине которых постоянно менялись расписания авиарейсов. Турне «No Prayer On The Road» завершилось в марте 1991-го года в Солт-Лейк-Сити, а запланированные концерты в Японии и Австралии пришлось отменить. После этого, на весь следующий год в творческой жизни Iron Maiden наступило временное затишье, а в начале 1992-го года знаменитое имя «Железной Девы» снова было у всех на слуху, но предметом пересудов на этот раз стало не творчество группы, а ее пресловутый персонаж Эдди.
Менеджмент группы посчитал, что с началом нового столетия неплохо бы изменить имидж Эдди, и объявил кастинг среди художников на право оформления новой пластинки. Дерек Риггс так же принял участие в конкурсе наравне со всеми, однако победа досталась не ему, а молодому художнику по имени Melvyn Grant. 12 мая 1992-го года в свет вышел диск «Fear Of The Dark» с новым Эдди на обложке. Почти в это же время вышел и новый сингл «Be Quick Or Be Dead». Альбом смог подняться до первого места в Великобритании, это был сенсационный успех! А 22 августа 1992-го года «Мэйден» вновь стали ведущей группой на фестивале «Monsters Of Rock» в Кастл-Доннингтон.
В последний раз, исполняя знаменитую песню «Running Free», музыканты играли ее в три гитары во главе с Адрианом Смитом. Тогда никто не мог предполагать, что спустя восемь лет «Мэйден» именно так будет исполнять все свои композиции на концертах. А тем временем была сделана концертная запись с фестиваля, которая поступила в продажу на аудио- и видео-носителях под названием «Live At Donnington».
Но не все альбомы группы можно было назвать удачными, в частности «Fear Of The Dark». Несмотря на его безоговорочное признание публикой, альбом мог бы быть намного удачнее, если бы ни его чрезмерная затянутость и довольно низкого качества звук. Тем не менее, туда вошли лучшие композиции группы, созданные за последнее время – «Afraid To Shoot Strangers», «From Here To Eternity», «Wasting Love» и множество других хитов. Особенно выделяется заглавная вещь – она сразу создает нужное настроение, а потом словно сквозит в каждой песне. В дальнейшем эта композиция стала визитной карточкой группы. После завершения гастролей музыканты занялись созданием «живого» альбома.