Было решено издать два альбома – «A Real Live One» и «A Real Dead One». В первый должны были войти песни 1986-1992 гг., а во второй более ранние композиции. В 1998-м году эти два диска были переизданы в один двойной альбом, который получил название «A Real Live Dead One».
22 марта 1993-го года вышел «по-настоящему живой альбом», а вскоре после этого случилось нечто из ряда вон выходящее – Брюс Дикинсон решил уйти из группы. Это стало неожиданностью для всех, ведь никто не мог предполагать, что за видимым успехом в коллективе скрываются разногласия и конфликты между участниками.
«Похоже, наши пути разошлись навсегда. Ну и черт с ним, найдем ему замену!» – заявил журналистам разгневанный Нико после того, как стало известно об уходе вокалиста. – «Он нас просто подставил. Поставил перед фактом».
Стив Харрис отнесся к ситуации с философским спокойствием – «В последнее время у Брюса было столько занятий, что он уже не мог полноценно отдаваться нашему общему делу. Он семейный человек, вдобавок занимается написанием книг, сольными проектами. На самом деле мы ожидали чего-то подобного, однако к такому повороту событий не были готовы. Но было понятно, что он не может полноценно трудиться наравне со всеми нами». А вот что думает по этому поводу сам Дикинсон: «Вы полагаете, что «Fear Of The Dark» можно назвать удачным альбомом? В таком случае, вы здорово ошиблись. Вот уже лет пять я не наблюдаю у нас никакого развития, мы топчемся на месте. Во всей видимости такое положение вещей устраивало всех, кроме меня. Вот поэтому я и ухожу.
Просто понял, что пора двигаться дальше. Мы довольно долго работали со Стивом, и мне бывало трудно бороться с его нелюбовью к переменам. И в один прекрасный день мое терпение лопнуло и меня как будто прорвало. Вот это и есть основная причина моего ухода».
В 1993-м году закончились очередные гастроли еще в полном составе группы. Затем была записана «живая» версия классической «Transylvania». Позднее эта вещь вошла в «По-настоящему мертвый альбом», который поступил в продажу 18 октября, с почти одновременным выходом сингла в его поддержку «Hallowed Be The Name», который оказался на 9-м месте в американском хит-параде. Все эти события происходили уже без Брюса. Последний раз его видели на сцене в составе Iron Maiden 28 августа, после чего бывший солист «Железной Девы» занялся собственными проектами. Надо отметить, что его сольная карьера была столь же интересна и насыщена, какой была с «Мэйден».
Iron Maiden от потери оправились на удивление быстро. В отличие от своих конкурентов Judas Priest, которые три года не могли найти замену Робу Хэлфорду, музыканты умудрились найти недостающее звено всего за несколько месяцев. В январе 1994-го года группа представила публике своего нового вокалиста по имени Blaze Bayley – бывшего участника английской группы Wolfsbane.
Блэйз Бэйли (настоящее имя Bayley Cook) родился 19 мая 1963-го года в очень бедной семье. Детство молодого певца прошло в ужасающей нищете, и ему стоило немало усилий выбраться наверх. Блэйз старался изо всех сил, выкладывался без остатка и в Wolfsbane, и в «Мэйден», куда попал позже. Однако, несмотря на упорный труд, карьеру этого талантливого музыканта нельзя назвать удачной. Подающие когда-то большие надежды Wolfsbane к 1993-му году оказались совершенно без средств. Начало в Iron Maiden так же оказалось трудным для новоявленного солиста.
А у группы снова возникли проблемы – когда пришло время записать очередной материал, «Мэйден» остались без своего продюсера Мартина Бирча. Дело в том, что Мартин сменил поле деятельности еще в 80-х и только Iron Maiden по-прежнему числились в его продюсерском списке. На этот раз он окончательно отошел от дел, и его место пришлось занять Стиву Харрису. К нему подключился звукорежиссер Nigel Green. Нельзя сказать, что дела шли хорошо – музыканты пребывали в удрученном состоянии, работа не ладилась, да и звук оставлял желать лучшего. Однако через год мучений «Мэйден» уже готовы были выпустить свой новый альбом. Но тут их поджидала еще одна неприятность – солист группы Блэйз решил прокатиться на мотоцикле и попал в аварию. Вследствие полученных травм он на некоторое время выбыл из строя, и у группы снова был простой.
В конце концов, в сентябре 1995-го года в свет все же вышел новый альбом Iron Maiden под названием «The X Factor». Фаны были страшно разочарованы вымученным звучанием новых композиций. Поклонники так долго ждали появление нового диска любимой группы, что теперь их огорчение не знало границ. Конечно, трудно было удовлетворить столь большие ожидания публики, плюс ко всему последний альбом Iron Maiden действительно был не самым гениальным их творением.
«Мэйден» словно выдохлись – «X Factor» как будто вобрал в себя все то, что уже ранее использовалось группой, там нельзя было услышать ни одной новой нотки, ни одна музыкальная композиция не блистала оригинальностью. Складывалось впечатление, будто «Мэйден» сделали плагиат на свои же собственные творения. К тому же Блэйз почему-то посчитал, что будет лучше, если он будет петь в той же манере, что и его предшественник. В итоге он пел не своим голосом и не своими интонациями, пытаясь подражать голосу Брюса. У этих двух вокалистов совершенно разный диапазон и разный стиль, поэтому подражать Дикинсону оказалось плохой идеей. Еще неудачным решением было то, что группа пыталась сделать акцент на эпичность – в результате первый же трек «Sign Of The Cross» длится больше 11 минут, а весь диск в целом звучит более 70 минут – это оценили далеко не все.
Iron Maiden продолжают гастролировать по миру, только их уже не везде ждут с распростертыми объятиями. В конце концов, музыканты стали ездить туда, где их хорошо принимали, а именно в страны третьего мира. Начало турне пришлось на Израиль и ЮАР – в эти регионы музыканты ехали впервые. Планировался еще и Ливан, однако в последний момент тамошнее правительство почему-то запретило въезд в свою страну и даже английские дипломаты ничего не смогли сделать.
Затем группа с концертами объездила всю Восточную Европу и в качестве хэдлайнера приняла участие в бразильском фестивале «Monsters Of Rock» в Сан-Пауло, где собралось более 50 тысяч фанатов добряка Эдди и его компании. А через год в продаже появился первый в истории группы официальный сборник Iron Maiden «Best Of The Beast». Музыканты по своему обыкновению уделили особое внимание его оформлению – альбом был выпущен в форматах 2CD и 4LP, с кучей фотографий и интересными рассказами из истории группы.
Диск включал в себя новую композицию «Virus», запись песни «Afraid To Shoot Strangers», сделанную с концерта с участием Блэйза, а так же демо «The Soundhous Tapes». Дело в том, что полную версию демо можно прослушать только на виниловом сборнике – туда же еще вошли пять дополнительных композиций (альбомные версии). Тем, кто не успел приобрести эту почти эксклюзивную коллекцию, в распоряжение поступает сингл «Virus», включающий в себя «Sanctuary» и «Wrathchild» из альбома «Metal For Muthas». Сингл можно было приобрести в двух вариантах – в один вошли вещи со сборника, а в другой – кавер-версии «My Generation» традиционных рок-групп Великобритании «Doctor Doctor» и «The Who».